Сульфатация аккумулятора что это такое

Сульфатация пластин или почему умирает аккумулятор

сульфатация аккумулятора что это такое

Почему деградирует (умирает) аккумулятор через определенное время? Вообще тема обширная, но не такая сложная, как кажется на первый взгляд.
Пользуясь сленгом телевизионных шоу – сделаем «подводку».

Итак, что такое сульфатация? Это химическая реакция, при которой поверхность пластин покрывается серно-кислым свинцом. Чем мощнее происходит разряд, тем толще становится покрытие пластин белым налётом. Это как раз и есть сульфат свинца.

Процесс сульфатации особенно интенсивно происходит летом. Если на улице +30°С, то в моторном отсеке 60÷80°С. Вот при этой температуре происходит обильный процесс сульфатации пластин. И мы теряем летом основной показатель батареи – пусковой ток.

Величина пускового тока, указанного на аккумуляторе, очень редко совпадает с реальностью.
Если указано 480А, то в реальности 400А и это хорошо. Или в пределах допуска, а он всегда в отрицательную сторону.

Мы никогда не задумываемся: почему завод-изготовитель дает гарантию 2 года? Да потому что: вот вы купили новый аккумулятор, поездили год, у него было 400А пускового тока. А в зиму вы войдете с максимум 300А. За первый год эксплуатации теряется 100А. За второй год вы потеряете еще 100А, а может быть и больше.

Летом этой мощности еще хватает. А вот в зимнее время этой мощности абсолютно недостаточно.

Приведем пример: аккумулятор 60А/час. Так вот: летом стартер берет максимум 100А и запускает вам двигатель. В запасе находится еще 150-200А. А зимой стартер образно говорит аккумулятору: «Дай мне не 300А, а 320А. Вот тогда я тебе двигатель заведу».

Вы никогда в жизни не запустите двигатель, потому что стартер забирает из аккумулятора всю мощность.

А теперь разберемся в тонкостях процесса сульфатации

Электролит состоит на 65% из дистиллированной воды и 35% серной кислоты. В норме он имеет плотность 1,27 г/см3. Вот этот раствор как раз и заливает внутреннее наполнение банок аккумулятора (пластины). Подробно о электролите написано в статье «Что нужно знать об электролите для аккумуляторов»

При заряде на минусовой пластине накапливается свинец, а на положительной — окись свинца.

При заряде плотность растет из-за поглощения дистиллированной воды.

При разряде расходуются активные вещества, т.е. как раз восстановленные пластины начинают расходоваться и образуется сульфат свинца.

Образованию сульфатной пленки на поверхности свинца предшествует пересыщение ионами Pb+ приэлектродного слоя. В процессе анодной поляризации свинца его поверхность равномерно закрывается сульфатным слоем, что приводит к линейному падению емкости двойного слоя.

Сульфатная пленка при малых размерах пор ведет себя как селективно-проницаемая мембрана, в результате чего затрудняется доступ сульфат-ионов к поверхности свинца.

Это приводит к возможности роста рН электролита в порах пленки у поверхности металла, что в свою очередь создает условия для образования основных сульфатов свинца, дополнительно пассивирующих электрод.

Как победить сульфатацию?

Известно несколько методов «лечения» засульфатированных электродов. Прежде всего, это замена аккумуляторного электролита на дистиллированную воду и проведение заряда малыми токами. Эта операция иногда повторяется несколько раз.

Необходимо заметить, что удаление электролита из аккумуляторов с плотной сборкой электродов и высокопористыми сепараторами затруднено и представляет собой весьма трудоемкий процесс.

В конце заряда необходимо вновь корректировать плотность электролита крепкой кислотой.

Источник: https://akkumir.ru/zaryadka/sulfatatsiyaplastin

Сульфатация аккумулятора: основные причины и методы устранения | Автомобильные аккумуляторы

сульфатация аккумулятора что это такое

Сульфатация – основная причина преждевременного выхода из строя аккумуляторной батареи. К сожалению, далеко не каждый владелец транспортного средства знает, что это за явление. Незнание приводит к тому, что не удаётся своевременно обнаружить начало процесса и принять меры для спасения АКБ. Не говоря уже о том, чтобы предотвратить его пагубное влияние.

Что нужно знать о сульфатации

Как известно, аккумулятор автомобиля состоит из электродов – пластин и электролита – жидкости, занимающей всё свободное пространство внутри корпуса. В качестве жидкого компонента обычно используется серная кислота в сочетании с дистиллированной водой.

При заряде АКБ в результате электрохимической реакции на поверхности пластин образуются активные вещества, которые расходуются при эксплуатации источника энергии по назначению. Активные кристаллики, вступив во взаимодействие с кислотой, образуют сульфат свинца, частицы которого тут же занимают их место на электродах. Чем дольше протекает реакция, тем больше образуется сульфатных соединений и тем крупнее размер их отдельных частей.

Например, при запуске двигателя в тёплое время года требуется минимум энергетического запаса батареи и времени. Следовательно, сульфатных отложений на пластине практически не окажется.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда необходимо завести автомобиль в сильный мороз. Часто это удаётся не с первой попытки, порой дело доходит до полной разрядки аккумулятора. Вот тут-то в полной мере и проявляет себя вредоносное явление – реакция продолжительна, кристаллов сульфата много и они велики, занимают большую часть поверхности пластины.

При регулярной полной разрядке батареи сульфатная плёнка со временем «оккупирует» всю пластину целиком, препятствуя накоплению энергии.

Теперь мы знаем, что это такое сульфатация пластин аккумулятора, а как понять: есть она или нет?

Как определить сульфатацию

Чем раньше удастся определить налёт на пластинах, тем больше шансов избавиться от него, а значит, и продлить жизнь вашей батареи.

Первые признаки сульфатации аккумулятора:

  1. При визуальном осмотре на токовыводах корпуса и клеммах явно прослеживаются грязно-коричневые разводы.
  2. Заглянув внутрь АКБ, обнаруживаете белёсые пятна – подтёки.
  3. Очень быстрый заряд разряженного полностью источника энергии – обычно в течение часа.
  4. Индикатор устройства и приборы показывают 100%-ную зарядку, а двигатель не запускается даже при плюсовой температуре.
  5. При включении фар на неработающем авто, аккумулятор тут же садится.
  6. Разбухание пластин.
  7. Изменение цвета электролита и его частые закипания.
  8. Повышенное газовыделение.
  9. И, наконец, полная неработоспособность устройства, требующая его замены.

Причины сульфатации

Основная причина сульфатации пластин аккумулятора, которой подвержены все кислотные батареи, – нарушение правил эксплуатации.

Факторов, способных привести к развитию этого явления, множество:

Неправильное обслуживание

Есть АКБ обслуживаемые и необслуживаемые, но существуют общие правила поддержания их на протяжении длительного времени в рабочем состоянии:

  1. Хранить снятый с транспортного средства источник энергии следует в заряженном состоянии, не допуская полной утраты заряда.
  2. Нельзя заливать концентрированную кислоту. Это, наоборот, ускорит процесс сульфатного нароста на пластинах.
  3. При регулярном передвижении на короткие расстояния важно следить за уровнем восстановления ёмкости, при необходимости доводить её величину до нормы, используя зарядное устройство. При малых пробегах авто генератор просто не успевает в полной мере восстановить затраты энергии аккумуляторной батареи.

Низкая температура

Данная проблема весьма актуальна в зимнее время года. Во-первых, при отрицательных температурах воздуха батарея намного быстрее утрачивает заряд. Во-вторых, для запуска двигателя в этих условиях требуется больше её энергетического заряда. Ну, и, в-третьих, заряд намного медленнее накапливается в холодном аккумуляторе.

В итоге имеем постоянно недозаряженную АКБ – отличный вариант для активизации сульфатационных процессов.

Высокая температура

В летнюю жару температура в рабочей зоне аккумуляторной батареи – под капотом поднимается существенно. А как известно из школьного курса химии, это способствует ускорению протекания химических реакций. Не стала исключением и сульфатация – образование кристаллов сульфата происходит намного быстрее. При слабозаряженном источнике энергии активность пагубного явления может привести к полной закупорке пластин – отложения скроют их целиком.

Глубокий разряд

Суть глубокого разряда заключается в полной потере АКБ накопленной энергии. Как уже говорилось выше, при расходовании заряда имеет место химическая реакция, в результате которой образуется сульфат свинца. Его кристаллы занимают место активного вещества на пластинах – электродах. Затяжная реакция ведёт к появлению в большом количестве крупных сульфатных кристаллов, которые в буквальном смысле закупоривают пластину, создавая непреодолимое препятствие для восполнения заряда.

Даже при качественной зарядке батареи с использованием зарядного устройства не удаётся полностью избавиться от образовавшегося нароста.

Несколько полных разрядов способны привести к выходу аккумулятора из строя. Плёнка из сульфатных кристаллов будет столь прочна, что не позволит набрать нужную ёмкость, поскольку уже не будет распадаться в результате зарядки.

Пониженный уровень электролита

Когда часть жидкой среды батареи по каким-то причинам испаряется, происходит «оголение» пластин, что недопустимо. Недолгий контакт поверхности электродов с воздухом не приведёт к критическим последствиям. А вот если на протяжении длительного времени материал пластин будет подвергаться воздействию воздушных масс, то глубокая сульфатация, вплоть до разрушения и осыпания электродов, гарантирована.

Электролит всегда должен быть на таком уровне, чтобы полностью скрывать всё внутреннее содержимое корпуса аккумулятора. При уменьшении его объёма доливайте дистиллированную воду, но делать это надо своевременно.

Частый заряд высокими токами

Чем это опасно?

Во-первых, зарядка происходит ускоренными темпами, не оставляя времени на формирование активных веществ на электродной поверхности.

Во-вторых, скопившиеся на ней кристаллики сульфата также не успевают полностью разложиться.

В-третьих, существенное повышение значения зарядного тока приводит к резкому росту плотности электролита. А это в свою очередь благоприятная среда для мгновенного растворения сульфатных образований, которые при последующей разрядке батареи выпадают уже в виде неразрушимых хлопьев. Таким образом, концентрация сульфата быстро нарастает, а ёмкость – падает.

В-четвёртых, высокий ток провоцирует возрастание температуры внутри корпуса АКБ и, как следствие, активацию химических реакций.

Вывод: использовать для зарядки аккумулятора высокое значение тока стоит исключительно в экстренных случаях и крайне редко.

Как уменьшить сульфатацию

Бороться с сульфатными образованиями на пластинах АКБ не только можно, но и нужно. Это позволит существенно продлить срок службы источника энергии и, как итог, сэкономить финансовые средства владельца транспортного средства. Как известно, хороший и качественный аккумулятор – удовольствие не из дешёвых.

Но намного проще и выгоднее предотвратить проявление сульфатационных процессов, чем устранять их негативные последствия, теряя при этом часть ёмкости батареи. Если будете придерживаться основных рекомендаций, налёт на пластинах не станет грозить вашему авто и приобретение нового устройства не потребуется на протяжении нескольких лет точно.

Как устранить причины сульфатации аккумулятора и тем самым уменьшить её саму:

  1. Ни в коем случае не допускать полного разряда аккумуляторной батареи – это самая вероятная причина закупорки пластин.
  2. Если предпочтение отдаётся городскому циклу или обычный маршрут передвижения незначителен, то следует регулярно контролировать уровень заряда и при необходимости доводить его до нормы, используя устройство для зарядки. При низких температурах воздуха это особенно актуально.
  3. При продолжительных перерывах в эксплуатации автомобиля необходимо снять с него АКБ, полностью зарядить и хранить отдельно, лучше при положительных температурах. При этом надо помнить о периодическом контроле его ёмкости и подзарядках.
  4. В летнюю жару стоит по возможности воздержаться от эксплуатации машины, особенно для поездок на короткие расстояния. Кроме того, в этот период пристального внимания требует электролит, а именно его объём.
  5. Необходимо постоянно контролировать плотность электролитного раствора. Ведь от неё во многом зависит срок службы аккумулятора и его надёжная работоспособность в любое время года.

Как убрать сульфатацию

Как грамотно убрать сульфатацию пластин аккумулятора? Здесь главное, чтобы вредоносный процесс не зашёл слишком далеко. Лечение пластин от сульфатных наростов получило название десульфатация, то есть удаление. Есть несколько её вариантов:

  1. Механический – наиболее затратный по времени, но самый дешёвый с финансовой точки зрения. Он заключается в следующем: батарею разбирают, а пластины очищают вручную, используя металлическую щётку.
  2. Химический – использование специальных химикатов, позволяющих растворить сульфатные отложения, не повредив при этом сами электроды. Суть способа такова: жидкую электролитную среду на время заменяют «лечебным» раствором, концентрация которого должна быть в полном соответствии с инструкцией по применению выбранного реактива. Этот метод весьма эффективен, но только в случае, если пластины не успели подвергнуться разрушительному воздействию налёта. Иначе они просто рассыплются.
    • Электромеханический – может быть осуществлён двумя путями:
    • зарядка – разрядка АКБ малыми токами с использованием обычного зарядного устройства;
    • приобретение зарядной станции, имеющей функцию профилактики сульфатационных явлений.

Итак, прибегнув к любому из этих методов, можно легко снять сульфатацию с автомобильного аккумулятора.

Итоги

Как видим, предотвратить сульфатацию пластин АКБ можно и сделать это несложно: достаточно соблюдать простейшие рекомендации, приведённые выше. Следуя им, вы сможете существенно продлить жизнь источнику энергии, рассчитывать на его надёжную работу в любой ситуации, а также сэкономить семейный бюджет, что тоже немаловажно.

Если всё-таки беда настигла, то своевременное принятие мер позволит избежать серьёзных последствий и реанимировать аккумулятор. Владея информацией о первых проявлениях начавшегося процесса и не забывая про периодический визуальный осмотр подкапотного пространства, можно успеть избавиться от проблемы ещё на начальном этапе.

При чётком соблюдении правил эксплуатации авто и порядка обслуживания, появления даже признаков сульфатации аккумулятора удастся избежать.

Источник: https://carbatt.ru/chto-takoe-sulfatatsiya

Как избавиться от сульфатации аккумулятора — Эксперт по автомобилям

сульфатация аккумулятора что это такое

Сульфатация – это одна из самых основных и распространённых причин поломки автомобильных аккумуляторных батарей. Под воздействием сульфатации свинцовая батарея утрачивает свою ёмкость, в результате чего она начинает быстро разряжаться и становится непригодной.

К сожалению, не многие автомобильные владельцы знают, что это за процесс. А то, как остановить её пагубное воздействие на аккумулятор и подавно знают единицы.

Но всё же сульфатацию можно не только устранить, но и предотвратить! В данном обзоре мы осветим методы борьбы с сульфатацией свинцовых аккумуляторных пластин и то как можно предотвратить её появление.

Что такое сульфатация аккумулятора?

Сульфатация – это процесс, во время которого на поверхности аккумуляторных электродов появляется сернокислый свинец, постепенно покрывающий всю поверхность платин.

Кристаллы сульфата предотвращают полный заряд и отдачу необходимого количества энергии, в следствии чего падает ёмкость и понижаются электрохимические показатели аккумуляторной батареи.

Если Вы слишком поздно заметили процесс сульфатации, тогда аккумулятор подлежит неизбежному и немедленному «походу на свалку».

Процесс сульфатации происходит постепенно:

— сначала возрастает внутреннее сопротивление;

— уменьшается площадь активной поверхности заряженных электродов;

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое боковой интервал пдд

— снижается емкость батареи аккумулятора.

Как определить сульфатацию аккумулятора?

Открыв капот автомобиля, внимательно осмотрите источник питания и контактные пластины вашей аккумуляторной батареи. Если Вы заметили на клеммах неестественные образования коричневатого оттенка, то это и есть явный признак сульфатации.

Очередным признаком сульфатации является разбухание пластин и появление на них грязновато-белых пятен. Собственно, любое видоизменение внешнего вида вашей батареи уже говорит о признаках сульфатации.

Сам процесс окисления и кристаллизации внутренних пластин батареи привод к высокой степени сопротивления внутри неё.

В данном случае происходит резкое повышение нормального сопротивления, что неизбежно приводит к тому, что батарея начинает моментально закипать. Если проигнорировать этот факт, то спустя некоторое время аккумуляторная батарея совсем перестанет функционировать. Сульфат по определению не может проводить реакцию, ведь он – естественный блокиратор. О высокой степени сульфатации электролита могут говорить следующие показатели:

— резкое понижение ёмкости батареи;

— температурные скачки электролита при старте двигателя;

— повышенная степень газовыделения и изменение цвета электролита. Как ликвидировать сульфатацию внутри батареи? Устранить сульфатацию можно только на самых начальных этапах её образования. В данном случае способна выручить лишь разовая разрядка-зарядка аккумулятора.

Причины сульфатации аккумулятора

Сульфатация пластин возникает в случае оставления аккумуляторной батареи в разряженном или недоразряженном состоянии. После на пластинах начинает появляться крупнокристаллический свинец. Большие кристаллы сульфата свинца влияют на прохождение химических реакций внутри аккумулятора, в результате чего его ёмкость значительно снижается.

Основные причины сульфатации

1.Недостаточный заряд аккумулятора и непридерживание систематического расписания проверок уравнительным зарядом. При частой частичной подзарядке аккумулятора не происходит глубокого перемешивания кислотного состава, а это в свою очередь ведёт к неизбежной сульфатации. В эксплуатационных условиях сложно определить момент начала сульфатации.

Только периодические проверки аккумулятора уравнительным зарядом, сравнение плотности электролита и напряжения в каждом элементе батареи позволяют диагностировать наличие сульфатации на ранних сроках и принять все возможные меры для её немедленного искоренения.

2.Хранение частично или не полностью разряженной аккумуляторной батареи. В данном случае свинцовый налёт затвердевает на пластинах и закупоривает поры активной массы. Здесь необходимо заряжать аккумулятор сразу же после его полного разряда и не оставлять полностью разряженным более чем на сутки и только при плюсовых температурах.

3.Недостаточный уровень кислотного электролита в ёмкости. В случае обнажения верха свинцовых пластин, они начинают поражаться сульфатацией.

4.Добавление кислоты. Если аккумуляторные пластины уже подверглись сульфатации, то добавление в банки кислоты только ускорит и усилит её процесс.

5.Электролит высокой плотности. Если плотность электролита после зарядки аккумулятора увеличивается, то вероятность сульфатации возрастает и над её устранением придётся потрудиться гораздо больше. Если в батарее имеется хотя бы один элемент с плотностью электролита, превышающей норму более чем на 0,015 г/см, процент вероятности сульфатации в нём увеличивается.

6.Высокая температура. На ускорение процесса сульфатации влияют и высокие температуры, в особенности, если аккумулятор частично разряжен и стоит без действий. У всех элементов, с подверженными сульфатации пластинами, показатели плотности электролита и напряжения заметно занижены. Они лишь частично могут конвертировать электрическую энергию в химическую реакцию при заряде. Они лишь частично преобразуют электрическую в химическую при заряде.

Отрицательные пластины под сульфатацией на ощупь схожи со слоистыми структурами. Если потереть частичку такой пластины между пальцами, то можно почувствовать её твердозернистый состав, схожий на песок. Осматривать пластины нужно только после нормальной зарядки батареи, ведь незаряженные пластины всегда отчасти сульфатированы.

Хорошая, полностью заряженная свинцовая пластина отрицательного заряда на ощупь пориста и упруга, она издаёт металлический звук при резком взаимодействии с твёрдыми предметами, например ножом. Положительная пластина, подверженная сульфатации, отличается от «здоровой» цветом, у неё светло-коричневый оттенок.

Как устранить сульфатацию аккумулятора?

Устранить сульфатацию пластин, как правило, можно выполнив следующие операции:

1. Протереть батарею.

2. Довести уровень электролита до нормы, путём добавления в него воды.

3. Далее следует присоединить батарею к зарядному устройству. Установите силу тока заряда с расчётом восьмичасового режима. Если во время зарядки температура электролита перейдёт отметку в 43 градуса по Цельсию, следует уменьшить силу зарядного тока, чтобы удерживать температуру хотя бы на этом уровне или, желательно, снизить её.

Если напряжение на одном из элементом будет меньше среднего напряжения аккумуляторной батареи на 0,2 Вольта, то необходимо немедленно извлекать элемент из батареи и отремонтировать. Только после этих манипуляций работы по ликвидации сульфатации можно продолжать.

4. После поступления в батарею определённого количества электричества, что приравнивается к её номинальной ёмкости, заряд будет продолжаться до тех пор, пока плотность электролита в продолжении четырёх замеров с интервалом в один час, останется константой. Запишите показания вольтметра и ареометра. Пересчитайте значение плотности электролита с учетом температуры. Эти показания характеризуют состояние заряженности батареи.

5. Разрядите батарею током шестичасового режима. Во время разрядки батареи, снимите показания с каждого отдельного её элемента и в целом.

Проделывать это стоит через определённые временные интервалы: 15 минут после запуска разряда, после каждый час, пока один из элементов не покажет напряжение около 1,8 Вольт, затем снова каждые 15 минут. После этого строго начинайте контролировать напряжение на каждом элементе и фиксируйте время падения напряжения ниже 1,75 Вольт.

Операция закончится тогда, когда большая часть элементов разрядится до 1,75 Вольт. Если в одном из элементов будет происходить обратный процесс, прекратите испытание.

6. Никаких дальнейших испытаний и манипуляций проводить не стоит в том случае, если разрядная ёмкость аккумуляторной батареи сравняется с номинальной. Просто дайте нормальный заряд и выровняйте плотность электролита.

7. Если же она оказалась ниже номинальной, тогда разряд батареи придётся продолжать, не изменяя силу тока, пока напряжение на одном из элементов не станет 1,0 Вольт.

8. Вновь произведите заряд батареи до полной ёмкости и заряжайте до тех пор, пока на протяжении четырёх последующих замеров с интервалом в один час, плотность электролита станет постоянной.

9. Вновь разрядите батарею шестичасовым разрядом. Если после этого её ёмкость сравняется с номинальной, зарядите батарею снова и установите на погрузчик.

10. В случае, если ёмкость будет ниже, но не меньше 90% от номинальной, повторите цикл вновь.

11. Если ёмкость батареи не поддаётся восстановлению, то значит, что сульфатация проникла настолько глубоко, что все дальнейшие манипуляции будут попросту нецелесообразными и остаётся только заменить батарею.

Источник: https://avtograf70.ru/diagnostika-i-remont/kak-izbavitsya-ot-sulfatatsii-akkumulyatora.html

Сульфатация аккумуляторов – причины данной проблемы и способы ее устранения

Нередко водители сталкиваются с такой ситуацией, когда автомобиль не заводится или заводится, но с очень большим трудом, а аккумулятор показывает почти полный заряд. Причиной подобной проблемы может стать сульфатация блока питания. В данной статье мы постараемся разобраться, что такое сульфатация аккумулятора и как избежать данных осложнений.

Сульфатация

Сульфатация – это процесс отложения на пластинах аккумулятора автомобиля солей свинца и кальция. Эта реакция происходит на протяжении всего использования блока питания, но при правильной эксплуатации это не вызывает негативных последствий. Только при определённых условиях процесс становится вредоносным.

В момент заливки в аккумулятор электролита сразу же начинается выработка очень мелких кристалликов сульфата свинца, которые оседают на пластинах и образуют тонкую пленку. Если блок питания работает исправно, то при дальнейшей подзарядке аккумулятора эта плёнка снова преобразуется в электролит.

При нарушениях в эксплуатации аккумулятора кристаллы на пластинах становятся всё больше и постепенно покрывают всю рабочую поверхность пластин, практически забивая их. В этой ситуации обратного процесса по переходу кристаллов в электролит не происходит. Такой процесс очень в скором времени явно скажется на работе автомобиля.

Признаки нарушений в этом процессе

Первыми признаками, на которые обращают внимание водители, являются:

  • постепенное снижение ёмкости батареи;
  • быстрая зарядки и разрядка агрегата;
  • могут довольно быстро закипать банки аккумулятора;
  • показатели электролита очень занижены;
  • даже при полностью заряженной батарее завести автомобиль практически невозможно, и простая лампочка фары сажает батарею в «ноль» всего за несколько минут;
  • у водителя появляется ощущение недостаточности тока то, есть отмечается снижение яркости фар, плохое кондиционирование и т. д.

Иногда водитель может наблюдать только несколько признаков некорректной работы блока питания, а иногда они проявляются все сразу.

Как проверить аккумулятор

Процесс сульфатации пластин аккумулятора можно увидеть, просто осмотрев их. Здесь важно понимать, что осмотр нужно проводить только при полностью заряженной батарее. Это обусловлено тем, что незаряженные пластины всегда имеют признаки сульфатации.

  • в батарее, которая находится в хорошем состоянии, пластины чистые и серебристого цвета. Они легко отличимы от разделителей чёрного цвета;
  • в случае уже начавшегося процесса «отрицательные» пластины приобретают бело-серый оттенок, а вот «положительные» пластины в это же время станут коричневатыми с чёткими белыми пятнами. Если уже на этом этапе не предпринимать никаких действий по «лечению» аккумулятора, то процесс пойдёт дальше и минусовые пластины начнут явно выпучиваться, а плюсовые – покоробятся. Это происходит из-за неравномерного механического напряжения. В результате таких изменений и происходит очень большая потеря ёмкости аккумулятора.

Причины, вызывающие данный процесс

Причины, по которым происходит отложение кристаллов, на пластинах могут быть совершенно разными. Чаще всего это:

  • перепады температур;
  • критическое снижение электролита;
  • длительный период нахождения в разряженном состоянии;
  • глубокий разряд;
  • частый заряд высокими токами.

Перепады температур

В данной ситуации основную роль играют не просто низкая или очень высокая температура, а именно их сильные перепады. Происходит всё по следующей схеме.

Сульфат свинца растворяется в серной кислоте с большим трудом, для этого необходимо температуру значительно повысить. В процессе нагревания происходит растворение сульфата в электролите.

После того как электролит охладится сульфат в виде кристаллов выпадет снова и осядет на пластинах.

Если в процессе нагревания кристаллики не растворятся полностью, то новые в первую очередь осядут именно на этих местах, что постепенно превратит мелкие кристаллики в довольно большие и неподдающиеся самостоятельному растворению.

При такой ситуации чаще всего страдают «положительные» пластины и кристаллы образуются в более глубоких пористых слоях.

Высокая температура воздуха

Высокая температура окружающей среды тоже может негативно повлиять на состояние пластин. Аккумулятор при таких условиях работает при температуре около 60 градусов и все химические процессы в нём происходят максимально быстро. Таким образом, уже начавшийся процесс сульфатации будет протекать в ускоренном темпе.

Критическое снижение электролита

По нормативам пластины АКБ всегда должны быть полностью покрыты электролитом. Через некоторое время интенсивной эксплуатации автомобиля уровень электролита может понижаться и пластины частично оголяться. Если хозяин автомобиля вовремя это не заметит, то через некоторое время на этих открытых участках и начнётся процесс образования кристаллов сульфата, которые постепенно станут очень прочными и их невозможно будет разрушить.

Разряженный аккумулятор

Иногда по неопытности водители полагают, что если АКБ не использовать, то и отложений на пластинах не будет, увы, это совсем не так. При длительном хранении батареи в разряженном состоянии она постепенно теряет часть своей ёмкости, что и провоцирует образование кристаллических отложений на пластинах. А вот обратного процесса по растворению этих кристаллов не происходит. Таким образом, проблемы с сульфатацией почти неизбежны, и исправить ситуацию будет очень трудно.

Частый заряд большим током

Если часто использовать большой ток при зарядке АКБ, то можно столкнуться с ситуацией, когда сульфат свинца на пластинах не успеет раствориться полностью. Это будет продолжаться от зарядки к зарядке и постепенно ёмкость батареи станет слишком мала для дальнейшего использования.

Способы «лечения» аккумулятора

После обнаружения проблем с батареей, водитель задаётся вопросом – нужно покупать новый или есть возможность восстановить старый АКБ.

Давайте рассмотрим, какие АКБ подлежат ремонту, а какие – нет.

Не стоит тратить время на батарею, если:

  • батарея имеет явные механические повреждения;
  • причина выхода из строя не связана с процессом сульфатации. Это могут быть, например, замкнутые банки или пластины просто разрушились.

Если же чётко просматриваются все вышеперечисленные признаки сульфатации, то можно попробовать вернуть аккумулятор к жизни.

Десульфатация

Десульфатация – это процесс, направленный на очистку пластин от отложений кристаллов сульфата свинца различными способами.

  1. С применением специального зарядника. Данный метод требует покупки специального зарядного устройства, имеющего режим работы «заряд – разряд». Такие приборы стоят примерно от 5000 рублей. Сам процесс десульфатаци довольно простой. Аккумулятор снимаем с автомобиля и подключаем его к прибору. В таком состоянии оставляем АКБ на длительное время – иногда этот процесс может занять даже несколько дней. На экране зарядного устройства отобразиться информация, до какого уровня удалось восстановить ёмкость батареи. Несколько сложнее понять, как обстоят дела с «лечением», если у зарядника отсутствует дисплей.

Десульфатор для автомобильного аккумулятора

  1. Механическая очистка. Иногда находятся умельцы, которые советуют попробовать разобрать АКБ и вручную очистить пластины от налета. Этот способ подойдет только для очень опытных мастеров и потребует массу времени и умений.
  2. Химическая очистка. Некоторые автомобилисты советуют провести очистку пластин при помощи специальных растворов, которые могут растворять сульфат. Происходит это следующим образом:
  • сливается весь имеющийся в АКБ электролит;
  • сразу же заливается очищающий раствор и оставляется примерно на час. Раствор может начать кипеть и выплескиваться;
  • сливаем раствор и промываем АКБ несколько раз дистиллированной водой;
  • заливаем новый электролит.

При хорошем стечении обстоятельств ёмкость батареи и её работоспособность полностью восстановится. Но у данного метода есть один довольно существенный недостаток – он очень агрессивен.

Проблемы могут возникнуть в том случае, если пластины слишком изношены. В процессе такой очистке они могут полностью разрушиться.

Ещё одну опасность в этом случае могут представлять опавшие частицы свинца, которые могут под воздействием раствора перемкнуть пластины, чем тоже полностью выведут из строя аккумулятор.

  1. При помощи обычного зарядного устройства. Это самый оптимальный способ десульфотации, который идеально подходит для не слишком запущенных случаев.
  • проводим проверку уровня электролита и при необходимости добавляем в АКБ дистиллированную воду. Раствор должен полностью покрывать все пластины. Важно помнить, что в этом случае нельзя добавлять ни электролит, ни концентрат;
  • нам необходимо зарядное устройство с показателями «Вольт» и «Ампер» и подключить к нему наше АКБ;
  • выставляем Вольты – 14-14,3 и Амперы 0,8-1 и оставляем примерно на 8-12 часов;
  • проверяем показатели – плотность должна остаться прежней, а напряжение должно подрасти до 10 Вольт;
  • в обязательном порядке оставляем на сутки АКБ в покое;
  • снова ставим на зарядку на 8 часов, но с током в 2-2,5 Ампер;
  • ещё раз сверяем показатели. Напряжение будет на уровне 12,7 Вольт. Плотность может немного подрасти до 1,13;
  • приступаем к процессу разрядки. Нам понадобится лампа дальнего света или что-то аналогичное. Подключаем ее к АКБ и оставляем примерно на 8 часов, пока напряжение не опустится к показателю 9В. Это очень важно! Плотность должна остаться на прежнем уровне;
  • далее повторяем весь алгоритм зарядки – плотность должна, повысится до показателя 1,17.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое циатим 201

Процесс разрядки зарядки нужно проводить несколько раз, здесь очень важно достигнуть показателей плотности в 1,27 г/см3.

Этот способ может потребовать от вас от 8 до 14 дней, но зато аккумулятор будет восстановлен примерно на 90%, и рисков навредить здесь практически нет.

Профилактические меры

Срок службы любого аккумулятора примерно 5 лет. После этого срока процесс сульфатации неизбежен, но его можно немного замедлить. Для этого желательно соблюдать несложные правила эксплуатации.

  • не оставляйте АКБ на длительное время без зарядки;
  • не стоит злоупотреблять заряд большим током. Если возникнет необходимость, то лучше всего применить так называемый режим ускоренного заряда;
  • не доводите батарею до полной разрядки;
  • следите за уровнем электролита;
  • особое внимание уделите АКБ в зимнее время.

Источник: https://DriverTip.ru/zhizn/chto-takoe-sulfatatsiya-akkumulyatora-kak-borotsya.html

Что такое сульфатация аккумуляторной батареи? Причины, признаки, меры борьбы

1099 4 августа 2019

Возможно у вас была ситуация, когда аккумулятор, который ещё недавно выдавал большую мощность и обладал неплохим зарядом, внезапно ослаб и стал хранить совсем небольшой заряд. Скорее всего, в аккумуляторе произошёл процесс сульфатации.

Что это такое?

Говоря простым языком, сульфатация — это образование на пластинах аккумулятора больших кристаллов сульфата свинца. Такие кристаллы образуются в внештатных ситуациях и не растворяются в дальнейшем. В результате рабочая поверхность пластин оказывается забита кристаллами и объём хранимого заряда падает.

Как определить наличие процесса?

Есть несколько надёжных признаков того, что в аккумуляторе происходит процесс сульфатации электродов. Самые простые в обнаружении признаки:

  • Во время подзарядки батарея показывает, что уже получила полный заряд и начинает кипеть.
  • Если аккумулятор относится к «обслуживаемым», то на нём есть отвинчивающиеся пробки. Заглянув внутрь можно увидеть пластины. Если они покрыты светлым или бело-коричневым налётом, то процесс уже идёт.
  • Полностью заряженный аккумулятор не способен стартовать двигатель, а включённые фары сажают его полностью за пять-десять минут.
  • Частое кипение электролита. В результате образуется белый налёт на батарее.
  • Ёмкость батареи сильно падает. Замеры показывают, что батарея выдаёт от десяти до сорока процентов от заявленной ёмкости.

Почему портятся пластины аккумуляторной батареи?

Подобные процессы могут быть вызваны самыми разными причинами, но всё сводится к тому, что нарушается штатный режим работы и сульфат свинца не перерабатывается, либо образуются слишком крупные кристаллы этого вещества.

Неправильное обслуживание, повышение плотности

При длительном хранении аккумулятора, даже если он полностью заряжен и не используется, его заряд постепенно падает. При этом образуется всё тот же сульфат свинца, но уже не перерабатывается, так как нет подзарядки.

Частный случай неправильного обслуживания — попытка исправить ситуацию с сульфатацией, добавляя в аккумулятор концентрированного электролита или кислоты. Многие пытаются повысить плотность электролита, чтобы растопить кристаллические новообразования. Однако, это приводит к ухудшению ситуации и окончательной порче устройства.

Холод/жара — колебания температуры

Слишком высокие и слишком низкие температуры вредят вообще всему автомобилю, но на АКБ эти погодные условия оказывают по-настоящему разрушительное воздействие.

  • При холоде автомобильный аккумулятор заряжается гораздо хуже, чем в обычных условиях и не может получить нужный уровень заряда, что и провоцирует сульфатацию. Ситуация становится ещё хуже, если автомобиль используется только для коротких поездок. Тогда АКБ не успевает прогреться и процесс разрядки аккумулятора, а значит и сульфатации, ускоряется.
  • Жара, в свою очередь, ускоряет любые химические процессы, к которым относится и образование кристаллов. Тогда даже небольшая разрядка аккумулятора может начать процесс.

Длительное нахождение в разряженном состоянии

В случае, когда АКБ разряжается под ноль, так называемый «глубокий разряд», на пластинах аккумулятора образуются особо крупные кристаллы. Для того, чтобы предотвратить глубокий разряд, лучшей профилактикой будет не сажать АКБ ниже 10 вольт.

Способы борьбы

Десульфатация — это процесс очистки пластин АКБ от солей сульфата свинца. Есть несколько способов, которые помогут исправить ситуацию с «закупоренным» аккумулятором. Они разнятся по методу работы, необходимым расходным материалам и, естественно, денежным и трудозатратам. Кроме того, каждый из способов имеет свои особенности, которые применимы в одних ситуациях и совершенно невозможны в других.

Десульфатация специальным устройством

Существуют специальные зарядные устройства, которые чередуют короткие и слабые разряды. Это постепенно растворяет кристаллы и повышает ёмкость аккумулятора. После подобной обработки не лишним будет промыть аккумулятор и заменить электролит, хотя это и не обязательно.

Как бороться при помощи химических присадок?

Все они рассчитаны на то, чтобы очистить пластины от налёта и остановить уже начавшийся процесс сульфатации. Средняя стоимость таких присадок расходится, от 300 до 500 рублей и они бывают в виде жидкости, либо же порошка. При их использовании идет химическая реакция, которая растворяет имеющиеся кристаллы, блокирующие рабочую поверхность свинцовых пластин.

Общие правила пользования заключаются в следующем:

  1. Отогреть АКБ, если на улице холодно.
  2. Протереть поверхность батареи салфеткой, вымоченной в слабом растворе соды.
  3. Открыть крышки банок АКБ.
  4. Добавить присадку в каждую банку. Если смесь порошковая, то ей нужно предварительно растворить в небольшом количестве дистиллированной воды и только затем приступать к зарядке.
  5. Заряжать АКБ 10-12 часов, на мощности не более 2 ампера.

В некоторых случаях инструкция может отличаться, перед использованием стоит внимательно изучить приложенную документацию. Некоторые присадки не нуждаются в подаче электричества, а иные требуют предварительной очистки аккумулятора от электролита, тут всё строго индивидуально.

Существуют и специальные средства, которые работают только в предварительно заряженных аккумуляторах или требуют тока высоких мощностей. К таким относится и Трилон-б. Этот способ предполагает, что АКБ ещё способен держать заряд и процесс сульфатации либо в процессе, либо ещё не начался. Если же аккумулятор не может держать заряд, то никакой из электрохимических способов не поможет и придётся искать другие варианты.

Как устранить своими руками?

Есть народные рецепты, предполагающие использование не промышленных средств. К примеру, предлагают очищать АКБ пищевой содой, для чего надо:

  1. Извлечь аккумулятор, слить с него старый электролит и залить внутрь кипящий раствор соды. Раствор готовится в соотношении 1 столовая ложка соды на один литр воды.
  2. Через час, после того, как раствор залит внутрь, нужно его слить, промыть внутренности АКБ и залить новый электролит.

Стоит обратить внимание, что многие народные методы бывают неэффективными, а учитывая то, что в интернете пишется много заведомо ложной информации, то и вовсе вредными, а то и опасными. Следует относится к подобным советам крайне осторожно и, если возможно, пользоваться только теми методами, которые были успешно опробованы кем-то из ваших друзей или близких, что является гарантией надёжности и работоспособности метода.

Зарядные устройства

В данном случае используются, как специальные виды зарядки, подающие ток короткими пучками, так и более радикальные методы. Например, некоторые советуют такую схему зарядки:

  1. Снять с АКБ пробки и подключить с противоположной полярностью, то есть минус на плюс, а плюс на минус.
  2. Ток нужно подавать 40 минут, во время которых электролит начнёт кипеть.
  3. В итоге, налёт будет удалён, а сам АКБ навсегда поменяет полярность.
  4. После отключения, нужно слить электролит, промыть АКБ горячей водой, залить новый электролит и поставить на зарядку с учётом новой полярности.

Если говорить в общем, про методы очистки при помощи зарядных устройств, это наименее трудозатратный способ, хотя и не такой дешёвый, как использование химических присадок.

На сколько хватает АКБ после этого?

После очистки налёта аккумулятор прослужит от полугода до двух лет, всё зависит от метода и общего износа устройства. Так, большинство народных методов помогают восстановить до половины объёма аккумулятора, но и срок службы составляет около шести месяцев. При этом, некоторые народные или экстремальные методы помогают очень хорошо, но после повторной поломки АКБ его остаётся только сдать на переработку – починить его не удастся никаким образом.

Источник: https://tcip.ru/blog/battery/sulfataciya.html

Сульфатация аккумулятора автомобиля: как определить, почему возникает, как избежать

Автомобильный аккумулятор можно считать неким «расходным» устройством, которое водителю за время использования автомобиля приходится менять не один раз. Причин необходимости смены аккумулятора может быть несколько, вплоть до настоящего взрыва устройства. Но одна из самых распространенных из них, которая приводит к потере аккумулятором емкости и, как следствие, невозможности полноценной работы, это сульфатация пластин.

Если такая проблема произошла, аккумулятор не то что не сможет прокрутить стартер при пуске двигателя, но и не проработает большого количества времени даже с включенными фарами. В рамках данной статьи рассмотрим понятие сульфатации пластин аккумулятора, из-за чего возникает такая проблема, как ее определить и избежать.

1. Что такое сульфатация аккумулятора 2. Причины сульфатации пластин аккумулятора автомобиля 3. Признаки сульфатации аккумуляторной батареи 4. Как избежать сульфатацию аккумулятора

Что такое сульфатация аккумулятора

Рассмотрим подробнее понятие сульфатации аккумулятора.

Если говорить техническим языком, под определением «сульфатация» в автомобильных аккумуляторах понимается образование на поверхности пластин налета из сернокислого свинца. Чем выше разряд аккумулятора, тем больше сернокислого свинца налипает, вплоть до того момента, когда практически вся площадь пластин им не будет заполнена.

Стоит вспомнить о составе аккумуляторов и их принципах работы. Как известно, внутри аккумулятора залит электролит, который собой представляет смесь серной кислоты и дистиллированной воды. Когда аккумулятор заряжается, на пластинах в нем накапливаются активные вещества, на отрицательной свинец, а на положительной окись свинца. В ходе течения данного процесса происходит поглощение дистиллированной воды, а вместе с тем возрастает плотность кислоты АКБ.

Важно: Идеальной считается плотность кислоты аккумулятора на уровне в 1,27 г/см3.

В процессе разряда автомобильного аккумулятора накопленные активные вещества используются, вследствие чего возникает сульфат свинца, который и оседает небольшими частицами на пластинах АКБ, «запечатывая» их.

В обычной ситуации, когда аккумулятор исправен и происходит его заряд, осевшие частички сульфата свинца расходуются, тем самым счищаясь с пластин аккумулятора и позволяя батарее сохранять свою емкость.

Но если в аккумуляторе имеются проблемы, могут возникать частички сульфата свинца большего размера, чем обычно, которые не удастся растворить в процессе заряда. Они покрывают поверхность пластин аккумулятора, из-за чего снижается его емкость.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что под сульфатацией понимается налипание на пластины аккумуляторной батареи «кристаллов», препятствующих ее грамотной работе. Чем сильнее разряжается аккумулятор, тем крупнее становятся эти самые «кристаллы».

Если довести аккумуляторную батарею до глубокого разряда, то налет не будет растворяться даже в процессе заряда, вследствие чего аккумулятор практически полностью потеряет свою емкость. Но не только глубокий разряд может стать причиной сульфатации пластин.

Причины сульфатации пластин аккумулятора автомобиля

Как было сказано выше, основной причиной сульфатации является глубокий разряд аккумулятора, но вовсе не единственной. Рассмотрим подробно все имеющиеся причины:

  • Глубокий разряд аккумулятора. Если проанализировать описанный выше процесс налипания на пластины аккумулятора «кристаллов», можно сделать вывод, что при глубоком разряде АКБ сульфатация возникает непременно. Исправить ситуацию позволит полный заряд аккумулятора, но даже при нем батарея немного потеряет в емкости. Важно знать, что допустив 1-3 раза полный разряд аккумулятора, можно сразу искать ему замену, поскольку больше необходимую емкость он набрать не сможет;
  • Низкие температуры и короткие поездки. Автолюбителям хорошо известно, что в морозную погоду нужно в первую очередь заботиться о сохранности аккумулятора. Как таковая низкая температура не сказывается на процессе сульфатации пластин, но она влияет косвенно. В холодное время года для пуска двигателя путем раскрутки стартера требуется больше энергии, чем при положительной температуре окружающей среды. Кроме того, в холод аккумулятор во время поездки хуже заряжается. Особенно данная проблема актуальна, когда речь идет о коротких поездках. По сути, при пуске двигателя водитель тратит большое количество энергии, после чего через 15-20 минут глушит двигатель, и автомобиль не успевает достаточно прогреться и зарядить аккумулятор;
  • Высокая температура. Не только низкая температура окружающей среды негативно сказывается на аккумуляторе, но и высокая. В жаркое время года аккумулятору приходится работать при температуре выше 60 градусов по Цельсию. Из-за столь высоких температур все химические процессы в нем протекают быстрее, в том числе и сульфатация. Поэтому в жаркое время года рекомендуется поддерживать аккумулятор максимально заряженным, чтобы на пластинах не образовывался налет;
  • Использование концентрированного электролита или серной кислоты. Некоторые водители пытаются устранить скопившийся на пластинах налет при помощи концентрированной серной кислоты или электролита. Так делать ни в коем случае нельзя. Таким образом не удастся «растопить» образовавшиеся «кристаллы», а только усугубится процесс их формирования;
  • Хранение разряженного аккумулятора. Еще одна оплошность, которой грешат неопытные водители. Как известно, химические процессы в аккумуляторе не останавливаются, даже когда он отключен от потребителя. Соответственно, если поставить батарею на хранение разряженной на несколько месяцев, она за это время потеряет некоторую емкость. Как мы выяснили выше, при потере емкости и происходит налипание на пластины сульфата свинца, то есть процесс сульфатации. А поскольку отсутствует заряд аккумулятора, «растапливаться кристаллы» не будут, и велик риск возникновения критической сульфатации, при которой восстановить емкость батареи более не удастся.

Как можно видеть из описанного выше, большая часть причин – это просто катализаторы сульфатации. По сути, она происходит в аккумуляторной батарее все время, но только при критической сульфатации ситуация становится практически необратимой для аккумулятора.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Рихтовка что это такое

Признаки сульфатации аккумуляторной батареи

Водитель не часто задумывается, какие химические процессы происходят внутри его аккумуляторной батареи. К тому же, «банки» с электролитом скрыты, и заметить образование на пластинах налета сульфата невозможно. Но есть несколько признаков, которые указывают, что началась сульфатация пластик аккумулятора:

  • Если аккумулятор является обслуживаемым, то есть у него можно открутить пробки, имеется возможность посмотреть на пластины. Если видно, что на них осел белый или бело-коричневый налет, это говорит о протекании процесса сульфатации;
  • Во время зарядки автомобильный аккумулятор начинает быстро «закипать» и батарея набирает полный заряд быстрее, чем положено. Например, при серьезных проблемах с аккумулятором, он может закипеть уже через 30 минут заряда;
  • Образование белого налета на поверхности аккумулятора. Данную ситуацию можно считать нормальной, если она происходит не часто. Время от времени батарея все равно вскипает, даже в процессе работы, но если такая проблема происходит на регулярной основе, это явно говорит о неисправности аккумулятора;
  • Двигатель не стартует с батареей после ее полного заряда. В такой ситуации емкости аккумулятора из-за налипшего сульфата банально не хватает для пуска двигателя. Можете поставить эксперимент, зажечь на таком аккумуляторе фары, минут через 10 они отключатся, а батарея «сядет в ноль»;
  • Существенно снижается емкость батареи.

Как можно видеть, признаков протекающего процесса сульфатации предостаточно, но чаще всего водители задумываются о нем только в критическом случае, когда при попытке запустить двигатель, стартер не проворачивается.

Как избежать сульфатацию аккумулятора

Ответ на вопрос «Как избежать сульфатацию» аккумуляторной батареи автомобиля довольно простой – никак! Дело в том, что сульфатация является обычным процессом старения и деградации батареи, который неизбежен. Можно только приблизить или отдалить момент критической сульфатации.

В среднем, аккумуляторная батарея, если особо за ней не следит, работает на автомобиле 5 лет. Чтобы продлить ее срок службы, нужно выполнять каждые 2-3 года процесс десульфатации пластин, что далеко не всегда экономически целесообразно.

(430 голос., 4,53 из 5)

Источник: https://okeydrive.ru/sulfataciya-akkumulyatora-prichiny-i-priznaki/

Диагностика и устранение сульфатации аккумулятора

Дата: Nov 07

 Мэдди Филлипс (Maddy Phillips), ведущий специалист NOCO

Как предотвратить сульфатацию аккумулятора?

Если вы хотите сэкономить время и деньги, максимально увеличив предполагаемый срок службы аккумулятора, проводите профилактику чрезмерной сульфатации. Для этого свинцово-кислотный аккумулятор нужно регулярно заряжать, по возможности до полного заряда, не оставлять незаряженным и неиспользуемым в течение продолжительного периода.

На рисунке слева изображено интеллектуальное зарядное устройство NOCO Genius G7200 7,2A — идеальный инструмент для поддержки аккумулятора. Чем меньше вы поддерживаете аккумулятор, тем быстрее кристаллы сульфата свинца образовываются и накапливаются на пластинах аккумулятора.

Сульфатированный аккумулятор можно восстановить, если быстро выявить и устранить проблему.

Как определить, что аккумулятор сульфатирован?

Если аккумулятор сульфатирован, вы начнете замечать, что его эффективность снижается. Самый частый признак сульфатированного аккумулятора — это то, что он плохо заряжается или не заряжается вообще. Если вам кажется, что электроприборам не хватает силы тока (слабое кондиционирование, слабый свет фар), то это серьезный признак сульфатации аккумулятора.

Если аккумулятор садится намного раньше, чем вы того ожидаете, велика вероятность того, что причина в сульфатации. Проверить напряжение аккумулятора можно с помощью мультиметра. Если напряжение менее 12,6 вольт, значит аккумулятор недозаряжен, возможно в результате сульфатации. Также можно осмотреть элементы аккумулятора на предмет сульфатации.

Для этого нужно открыть аккумулятор (рекомендуем делать это на защищенной поверхности в хорошо проветриваемой зоне). Аккуратно снимите пробки с верхней поверхности аккумулятора, используя отвертку с плоским шлицом. Вы должны иметь возможность заглянуть внутрь каждого отверстия и увидеть элементы аккумулятора, разделители и уровень электролита.

Элементы и разделители сульфатированного аккумулятора обычно серые и грязные, их тяжело отличить друг от друга. Если аккумулятор в хорошем состоянии, серебристые свинцовые элементы чистые и хорошо отличимы от черных разделителей. На рисунке ниже показано, как выглядит сульфатация аккумулятора.

Сульфатация АКБ. Что это такое, как выявить, установить причины, устранить

Если Вы являетесь неопытным автолюбителем, то должны знать, что после покупки с любым — недорогим или дорогим свинцово-кислотным аккумулятором для отечественного или европейского авто – может случиться такая проблема, как сульфатация. Автомобильные аккумуляторы, купленные в Балашихе или Реутове, как и в любом другом месте, от нее не застрахованы.

Что это такое?

Это — образование сульфата свинца (PbSO4) на пластинах аккумулятора, которое происходит от их контакта с серной кислотой в составе электролита. Поскольку действие АКБ в основе своей имеет два чередующихся химических процесса — сульфатацию при разряде батареи и десульфатацию при заряде, то сульфатация пластин неизбежна. Однако опасность представляет глубокая сульфатация, при которой на пластинах образуются крупные кристаллы свинцового купороса.

Со временем занимая всю поверхность пластин, они забивают их поры и препятствую контакту с электролитом. В итоге целые участки пластин становятся не рабочими. Это ведет к разряду АКБ и снижению показателя емкости, поскольку препятствует заряду батареи и увеличивает ее внутреннее сопротивление. В результате сульфатации аккумулятора двигатель плохо запускается, а бортовое оборудование, питающееся от него, плохо функционирует. От цены АКБ это не зависит.

Почему происходит сульфатация и как ее избежать:

  1. Чаще всего сульфатация происходит из-за глубокого разряда батареи. Чтобы этого не происходило, каждый раз при выходе из машины выключайте все бортовое оборудование, работающее от аккумулятора: аудиосистему, радио, фары, свет в салоне и т.д.
  2. Долгое хранение разряженного автоаккумулятора тоже приводит к сульфатации.

    В хороших магазинах, специализирующихся на продаже качественных недорогих АКБ для автомобилей японских, американских, европейских и отечественных марок аккумуляторные батареи хранятся заряженными. Проблемы часто создают себе сами неопытные водители. Не сумев завести мотор, они возобновляют попытки, спустя несколько дней, а АКБ все это время остается разряженным и начинается процесс сульфатации.

    Как только аккумулятор разрядился обязательно зарядите его в течение трех последующих дней.

  3. При недостаточном количестве электролита пластины выступают над его поверхностью. При контакте с кислородом сульфатация идет более активно. Не допускайте этого – сразу же долейте дистиллированной воды.
  4. При покупке электролита в не проверенных местах Вы рискуете получить продукт с посторонними примесями.

    Их наличие способствует процессу сульфатации. Возьмите за правило совершать покупку электролита и самих АКБ только у надежных продавцов.

Как самостоятельно провести десульфатацию АКБ

Лучше в этом случае прибегнуть к помощи специалиста, но, если такой возможности нет, тогда действуйте самостоятельно. Успех возможен только если имеет место начальная стадия процесса. Полностью зарядите АКБ током не выше 2А.

Затем сразу разрядите током не более 5А, подключив к аккумулятору автомобильную 10-вольтовую лампочку. Повторите заряд малым током. Повторяйте обе процедуры попеременно не более пяти раз до достижения длительности заряда.

Если все действия остались безрезультатными, то батарея непригодна для использования.

08.08.2018

Источник: https://500amper.ru/stati/sulfatatsiya-akb-chto-eto-takoe-kak-vyyavit-ustanovit-prichiny-ustranit-.html

Причины и устранение сульфатации автомобильного аккумулятора

Автомобилисты часто сталкиваются с такой проблемой, как сульфатация аккумулятора. По сути, это вполне естественный процесс, возникающий при использовании АКБ. Устройство из-за этого теряет емкость. Однако сульфатация бывает и ускоренной. В таком случае аккумулятор может очень быстро прийти в негодность. Поэтому важно знать о правилах ухода за батареей, чтобы она прослужила максимально долго.

Описание проблемы

Сульфатацию АКБ можно определить по состоянию аккумуляторных пластин. Положительно заряженные элементы приобретают светло-коричневый цвет и покрываются беловатыми пятнами. Минусовые пластинки разбухают и становятся серыми.

Если не обратиться к десульфатации (устранению свинцового сульфата), то процесс постепенно поражает все пластинки. В итоге аккумуляторная батарея теряет свою первоначальную емкость, а отрицательно заряженные пластинки сильно выпучиваются.

Кроме того, в сульфатированной батарее напряжение при подзарядке значительно увеличивается. В итоге электролит начинает «закипать». В запущенных случаях электроды покрываются плотной коркой, и АКБ утрачивает проводимость.

Основные причины

Сульфатация пластин аккумулятора может ускоряться из-за регулярных температурных перепадов. Свинцовый сульфат плохо растворяется в кислоте. Его растворяемость повышается по мере увеличения температуры.

При температурных колебаниях размеры частичек сульфата постепенно увеличиваются. В итоге АКБ теряет емкость, так как сульфат препятствует нормальному разряду/заряду активной массы.

Другая причина — недостаток электролита. На аккумуляторных пластинках всегда должен быть этот проводник. Запрещено применять батарею с оголившимися электродами. Если в устройстве снизился уровень электролитной смеси, то в него необходимо долить чистую воду.

К сульфатационному процессу может привести и длительная глубокая разрядка. Поэтому АКБ нужно ставить на зарядку в течение суток после полной разрядки.

Сульфатацию аккумуляторных батарей могут ускорить и электротоки большой величины. Интенсивность процесса может повыситься из-за высокой температуры при зарядке. Поэтому система быстрой подзарядки должны использоваться исключительно при необходимости.

Рекомендуем:  Способы и схема десульфатации автомобильного аккумулятора

Методы устранения

Процесс, при котором происходит ликвидация сульфатации пластин АКБ, специалисты называют десульфатацией. Все манипуляции, связанные с ней, делятся нанесколько категорий:

  • с применением электротока;
  • с помощью химических веществ.

Среди химических средств особой эффективностью пользуется препарат Трилон В. Однако раствор на его основе приготовить трудно, поэтому способ так и не смог получить повсеместного распространения. В основном, им пользуются специалисты сервисов и опытные автомобилисты. Гораздо большую популярность сегодня имеют способы, при которых используется электроток.

Устранить сульфатацию аккумулятора иногда помогает высокоамплитудный импульсный ток. Под его влиянием электроны пластин АКТ начинают возбуждаться, и в итоге свинцовый сульфат попросту сбивается. Устройство для такой обработки можно приобрести практически в любом магазине автотоваров, но такая покупка может быть экономически нецелесообразной, потому что в запущенных ситуациях они не способны устранить сульфатацию.

Другой действенный способ — неоднократная подзарядка АКБ малыми токами. Для этой цели применяется специальное зарядное устройство, в котором есть возможность регулировать мощность выдаваемого тока.

Существуют и иные методы, но с ними справятся только бывалые водители.

Меры профилактики

Чтобы уменьшить интенсивность сульфатационного процесса АКБ, нужно знать ряд правил. Специалисты дают следующие советы:

  1. При длительных простоях АКБ рекомендуется вынимать из транспортного средства и хранить отдельно, подзаряжая раз в 3−4 месяца.
  2. Не нужно интенсивно применять батарею в условиях высокой температуры. Летом необходимо постоянно следить за объемом электролита в аккумуляторных банках, доливая воду при необходимости. Также нужно избегать оголения пластинок.
  3. Запрещено хранить аккумулятор разряженным.
  4. Каждый раз после подзарядки следует проверять плотность электролитного раствора.
  5. Раз в 6−7 месяцев нужно обращаться к циклу разряд/заряд автомобильного АКБ.

Если соблюдать эти простые рекомендации, можно существенно уменьшить интенсивность сульфатации и продлить срок службы аккумуляторной батареи. Так можно продлить «жизнь» устройства на несколько лет, сэкономив при этом немало средств, которые были бы потрачены на покупку новой батареи.

Рекомендуем:  Автомобильный аккумулятор Varta silver dynamic

Источник: https://ProAkkym.ru/avto/sulfatacija-plastin-akkumuljatora

Что такое сульфатация аккумулятора? (все про то как сохранить автомобильную АКБ)

11.07.2017

Добрый день. Из сегодняшней записи вы узнаете, что такое сульфатация аккумулятора и как ее предотвратить.

Договоримся о терминах

Сульфатация — Процесс образования сульфата свинца. Что самое интересное – это нормальное явление, ведь работает аккумулятор за счет того, что осуществляются процессы сульфатации и десульфатации. Они полностью соответствуют показателям разрядки и зарядки агрегата. Во время разрядки восстанавливается свинец за счет сульфатов, а во время разрядки происходит обратный процесс.

Договорились – сульфатация нормальное явление, пока она находится в пределах допустимых при эксплуатации.

Как устранить сульфатацию?

Если с течением времени вы заметили, что стартер стал хуже крутить двигатель при запуске, при этом вы проверили плотность электролита, и степень зарядки, у вас есть шанс реанимировать батарею. Для этого необходима лампочка и зарядное устройство.

Методика проведения следующая – производятся 2-4 цикла глубокой зарядки-разрядки. Сначала батарея, при помощи лампочки, разряжается до стадии когда лампа перестает светиться, после ставиться на зарядку на 10 часов током равным 10 % от емкости батареи.

По окончании зарядки доводится плотность до оптимальной (статья про плотность), цикл тренировки окончен. Повторяется эта процедура несколько раз.

Если после проведения тренировки, ничего не изменилось, аккумулятор необходимо заменить так как устранить сульфатацию без замены пластин уже невозможно.

Про методику тренировки аккумулятора есть отличное небольшое видео:

Что такое запредельная сульфатация?

Очень часто поверхность свинцовых пластин покрывается кристаллической массой, что приводит к процессу, который называется глубокой сульфатацией. Это приводит к образованию пленки из кристаллов, которая препятствует проникновению электролита к поверхности пластин, и снижает работоспособность батареи.

Площадь таких образований может быть очень велика, а значит, токоотдача сильно снизится, так как электролит не имеет контакта с пластинами. Сульфатация — основная причина того, что батарея не работает или работает, но плохо. Сильная сульфатация приводит к очень быстрой разрядке аккумулятора и низкой токоотдаче из-за высокого внутреннего сопротивления батареи.

 Запустить двигатель при этом становится сложно, а также нарушается работа всего электрооборудования машины.
 

Причины чрезмерной сульфатации

Причин образования кристаллических сульфатов несколько.

Низкий уровень электролита.

Другая причина имеет чисто химический характер и заключается в значительном понижении электролита в аккумуляторной батарее.

Это приводит к появлению больших поверхностей на свинцовых пластинах, которые остаются не покрываются жидкостью, а это способствует значительному росту скорости сульфатации.

Следующая причина, которая влияет на ускорение этого процесса — содержание различных примесей в электролите. Это вызвано нарушениями технологического процесса на стадии производства или обслуживания батареи.

Таким образом, основная причина сульфатации и нарушения функциональности автомобильных аккумуляторов заключается в нарушении оптимального состояния электролита (плотность и уровень). Устранить эту проблему можно периодически контролируя уровень электролита и его плотность.

На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос что такое сульфатация аккумулятора и почему она случается. Если у вас остались вопросы – пишите их в комментарии.

Источник: https://life-with-cars.ru/ekspluatatsiya-avtomobilya/chto-takoe-sulfatatsiya-akkumulyatora-vse-pro-to-kak-sohranit-avtomobilnuyu-akb/

Что такое сульфатация аккумулятора?

Сульфатация аккумулятора — это процесс образования кристаллов сульфата свинца на аккумуляторных элементах. Небольшая сульфатация имеет место в течение всего срока службы аккумулятора. Быстрая сульфатация может происходить в случае продолжительного хранения, перезаряда или недозаряда аккумулятора.

Чем больше сульфата накапливается на аккумуляторном элементе, тем менее эффективным становится аккумулятор.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш автомастер
Как включить автозапуск на сигнализации шериф

Закрыть