Что такое формирование в педагогике

Что такое формирование в педагогике — Авто-мастер

что такое формирование в педагогике

  1. Предмет и объект педагогики. Отрасли современной педагогики. Связь педагогики с другими науками.

Предмет– образование. Объект – человек, личность

Отрасли:ясельная, дошкольная, педагогика школы,средне-специального образования,профессионально-технического, образованиявысшей школы, производственная,социальная, сравнительная, «третьего»возраста, исправительно-трудовая, специальные пед. науки, лечебная

Связьс другими науками, такими как: философия,социология, психология, школьная гигиена,фольклористика и этнография

Философиявыполняет важную методологическую рольв процессе разработки педагогическойтеории. Но прежде всего она помогаетопределить исходные позиции приисследовании педагогических явлений.С философией педагогику объединяет рядобщих вопросов и проблем, таких каквзаимосвязь коллектива и личности,гносеологические проблемы (проблемытеории познания и ученического познания).Педагогика связана и с такими относительносамостоятельными областями философиикак этика, эстетика.

Психологияпомогает решать конкретные вопросыобучения и воспитания, способствуетвыработке умения составлять рациональныйрежим труда и отдыха, дает знания овозрастных и индивидуальных особенностяхдетей, которые необходимы в педагогическойдеятельности.

Школьнаягигиенаизучает и определяет санитарно-гигиеническиеусловия жизни учащихся, которые необходимоучитывать при организации учебногопроцесса.

Социология, занимающаяся изучением общества каксложной целостной системы, дает педагогикебольшой фактический материал дляразработки рациональной организациипроцесса обучения и воспитания.

Фольклористикаи этнографиязанимаются изучением народных традиций,обрядов и обычаев разных народов,памятников народного эпоса.

  1. Методы педагогических исследований. Структура научно-педагогического исследования.

Методыпедагогики – это методы исследования, которыеслужат для исследования научно-педагогическихзадач. Выделяют несколько основныхметодов педагогического исследования.

Методнаблюдения. Смысл метода наблюдения состоит внепосредственном и опосредованномвосприятии изучаемых педагогическихпроцессов наблюдателем. При всех своихвозможностях методы наблюдения имеютодин недостаток: при наблюдении полнораскрываются лишь внешние проявления,внутренние процессы остаются недоступны.

Существуетнесколько классификаций методовнаблюдения:

1) сплошныеи дискретные наблюдения;

2) открытыеи конспиративные;

3) лонгитюдныеи ретроспективные.

Методытестирования. Они трактуются как методы психологическойдиагностики испытуемых. Тестированиеосуществляется по тщательно отработаннымстандартизированным вопросам и задачамсо шкалами их значений для выявленияиндивидуальных различий испытуемых.Существуют различные виды тестов:

1) тестыдля выявления успеваемости учащихся;

2) тестыдля определения профессиональнойпредрасположенности;

3) тестыдля выявления уровня интеллекта;

4) тестыдля выявления креативности.

3. Опросныеметоды. Онипросты в своем применении и позволяютс помощью минимальных временных затрати несложной организации получитьдостаточно широкий спектр данных.

Впрактике наиболее популярны три видаметодов:

1) беседа;

2) интервьюирование;

3) анкетирование.

4. Эксперимент. Педагогическийэксперимент относят к основным методамисследований в педагогической науке.Педагогический эксперимент – этоорганизованная педагогическаядеятельность учителей и учащихся,имеющая определенную цель. По масштабуэксперименты бывают:

1) глобальные;

2) локальные.

Глобальныеохватывают значительное число испытуемых,а локальные проводятся с минимальнымколичеством участников.

Социологическиеметоды. Изучение школьной документации ипродуктов деятельности учащихся. Припопытке сделать педагогические обобщенияи выводы, провести исследования необходимоизучение продуктов деятельностиучащихся, а также школьной документации.Изучение классных журналов, ведомостейобучения позволяет сделать выводы обуровне успеваемости учащихся.

Впроцессе изучения и обобщения передовогопедагогического опыта выделяют следующиевиды экспериментов:

1) «мысленный»;

2) «стендовый»;

3) констатирующий;

4) созидательно-преобразующий;

5) контрольный.

«Мысленный» – воспроизведение экспериментальныхдействий и операций в уме.

Структура научно-педагогического исследования:

-знакомство с проблемой исследования

-выбор методологии

-построение гипотезы исследования

-выбор методов и проведение констатирующегоэксперимента

-организация и проведения эксперимента

-анализ результатов

-выработка практических рекомендаций

Категории:социализация, образование, обучение,воспитание

Социализация– процесс получения навыков необходимыхдля полноценной жизни в обществе

Образование– процесс усвоения знаний

Обучение– специально организованный процесс,направленный на усвоение знаний

Воспитание– целенаправленное формированиеличности

4. Обучение, как категория педагогики

Обучениекак категория педагогики означаетпознавательный процесс в особых,искусственных условиях при взаимодействииучителя и учащихся, в результате чегодостигается образование и происходитобщее развитие личности.

Обучениев педагогике – целенаправленныйпедагогический процесс организации истимулирования активной учебно-познавательнойдеятельности учащихся по овладению ЗУН(знаний, умений и навыков) Развитиетворческих способностей и нравственноэтических взглядов.

5. Развитие, как категория педагогики

Впедагогической науке понятие Развитиеопределяетсякак целенаправленное накоплениеинформации с последующим ее упорядочением,структурализацией; процесс последовательных,необратимых внешних и внутреннихизменений, характеризующих переход отнизших уровней к высшим; цель и результатвоспитания 

6. Формирование как категория педагогики

Формирование– это процесс становления человека,как социального существа под воздействиемопределенных факторов: социальных,экономических, психологических,идеологических, воспитания и др.Социальная сущность человека – личность.

Человек– существо, обладающее мышлением, речью,способностью трудиться и познавать.

Личность– субъект и объект общественныхотношений, осознающий свое отношениек окружающему и наделенныйиндивидуально-психологическимиособенностями.

Педагогикасегодня является фундаментальной наукойпо вопросам обучения и воспитания. Безумелого использования теоретическихи методических идей педагогики нельзязавершить образовательную реформу,совершенствовать деятельностьобразовательных учреждений. В своюочередь, на развитие педагогики влияютидеология, политика и объективныепотребности общества в воспитании иобразовании молодежи.

Второстепенноевлияние на развитие педагогики оказывают:

  • связь педагогики с другими науками;
  • исследование педагогических процессов и явлений;
  • инновационное обогащение педагогических методов.

7.Обучениекак категория педагогикиОбучение— это целенаправленный процессформирования и развития у людей знаний,навыков и умений с учетом требованийсовременной жизни и деятельности.

Обучение обеспечивает преемственностьпоколений, полноценное функционированиеобщества и соответствующий уровеньразвития личности.

Главными механизмамиосвоения содержания в процессе обученияявляется целенаправленно организованнаяв специальных формах взаимодействиясовместная деятельность детей и взрослых,их содержательное познавательноеобщение.

Процесс обучения имеет две составляющие:преподавание (деятельность учителя) иучение (деятельность ученика)

8.Образование как категория педагогики

Образование — это и процесс, и результатусвоения человеком опыта, накопленногообществом в ходе исторического развития.Цели образования заключаются во внесениижелательных изменений в опыт, понимание(образ мышления) и поведение (образжизни) учеников. Таким образом, вобразовании объединяются обучение ивоспитание, обеспечивающие готовностьличности к выполнению социальных ипрофессиональных ролей.

9.Образовательнаясистема РФ.Типыобразовательных учреждений

СогласноЗакону Российской Федерации «Обобразовании», Российское образованиепредставляет собой непрерывную системупоследовательных уровней, на каждом изкоторых функционируют государственные,негосударственные, муниципальныеобразовательные учреждения разныхтипов и видов

Образовательнаясистема России имеет при себе следующиетипы образовательных учреждений:дошкольные, общеобразовательные(начального общего, основного общего,среднего (полного) общего образования);специальные (коррекционные) для детейс отклонениями в развитии; учреждениядополнительного образования; учреждениядля детей-сирот.

Дошкольныеобразовательные учреждения (детскийсад, детские ясли-сад, прогимназия,центры детского развития и др.) создаютсяв помощь семье для воспитания детей до6 лет, охраны и укрепления их физическогоздоровья, развития индивидуальныхспособностей и необходимой коррекциинедостатков развития.

Источник: https://vianor14.ru/zapchasti/chto-takoe-formirovanie-v-pedagogike.html

Педагогическая теория и этапы ее образования

что такое формирование в педагогике
Определение 1

Педагогическая теория – это особая организация знаний, которая объясняет отдельную область явлений педагога.

Выделяют такие основные составляющие педагогической теории:

  • Законы и закономерности.
  • Основы.
  • Правила
  • Объяснения.

В литературе существует классификация педагогических теорий. Всеобщие системы педагогики разделяют на теории воспитания и обучения. На это большое влияние оказали: Б. И. Коротаев, Б. Т. Лихачёв, И. П. Подласый, В. Г. Пряникова, З. И. Равкин и другие.

Психологическая педагогическая теория рассматривает такой вопрос – анализ взаимосвязи обучения, воспитания и развитие детей дошкольников. В конце тридцатых годов 20 столетия были сформированы три главных теории:

  • Первая – воспитание ребёнка относят к свободному процессу от обучения и преподавания. задача – самостоятельность, независимость ребёнка от взрослого.
  • Вторая – изучение взаимосвязи развития и обучения.
  • Третья теория – это в педагогике отдельный процесс, который предполагает развитие ребёнка, независимо от обучения и воспитания.

Наивысшего теоретического уровня образования требует педагогическая теория развивающего обучения. Также необходимо придерживаться быстрого темпа обучения, постоянного зубрения учебного материала в современных условиях, обучения детей материалом, который мотивирует в изучения и познанию, гуманизации взаимосвязи детей и педагогов.

При воспитании ребёнка необходимо направлять его не только на существующие стандарты, но на воплощение его потенциалов. Умения, познания и навыки являются способом полноценного создания личности ребёнка, а не целью. Во время занятий педагог относится к ученику, как к сотруднику или партнеру. Учитель должен учитывать интересы ребенка, так как на первом месте стоит направление его последующего совершенствования как члена общества.

Существуют специальные педагогические теории, которые раскрывают проблемы воспитания детей дошкольников. За преподавательской антропологией, обучение является созданием условий, которые направляются н развитие детей. Главное – это личность ребёнка как субъекта. Любой ребёнок нуждается в поддержке и помощи взрослого.

Суждение развития личности

За типом суждения развития личности педагогические теории делятся на следующие:

  • Когнитивные.
  • Психоаналитические.
  • Теория привязанности.
  • Бихевибристкая.
  • Гуманистическая.
  • Деятельностный подход.

Все эти теории, по содержания, реализуют принцип интеграции. Раскрываются они на стадии научного осмысления и экспериментирования.

Научные исследования, которые проводятся сегодня, показывают положительную сторону сближения различных видов активности, при этом используя интересные для детей формы и средства по содержанию. Параллельно проводится изучение разных видов программ. Это позволит экономить достаточно времени для организации игровой и самостоятельной активности ребенка и прийти к желаемому образовательному эффекту за небольшое количество времени.

Отечественные педагогические теории

Отечественные теории выполняют такие функции:

  • Включают ограниченные направления развития детей.
  • Берут во внимание данные психологии и педагогики дошкольника.
  • Показывают результат работ авторов на протяжении многих лет над различными проблемами.

В последнее время актуальным стала проблема роли экономики в формировании личности дошкольника. Данная проблема экономического воспитания недавно стала просматриваться в аспекте нравственного и трудового воспитания.

В теоретическом аспекте правовое воспитание рассматривалось со стороны уважения свободы детей как личности. Нравственно-правовое образование подразумевает:

  • Развитие самооценки ребенка.
  • Развитие самоуверенности.
  • Нравственных мотивов поведения.
  • Развитие взаимоотношений.

задача современной педагогики дошкольного образования – решение вопросов, которые связанны с формированием у ребёнка активных и заинтересованных отношений к стране, в которой он проживает.

На принципах народности Ушинского, Толстого и исследованиях Жуковского, Левина-Щириного, Козловой, Богомоловой, Беляевой, Мельниковой, Сусловой, Корнеевой была выстроена педагогическая теория гражданского и патриотического образования дошкольников.

Были созданы специальные программы обучения детей дошкольников в вопросах патриотизма.

Актуальными стали такие работы: «Истоки», «Детство», «Из детства – в отрочество», «Наследие» Новицкой, «Наш дом – Южный Урал» Бабуновой, «Я – Человек» Козловой, «Народоведение» Лазоревого и другие.

Три этапа образования

Педагогическая теория правового воспитания детей дошкольного возраста объясняет важность, содержание, периоды и преподавательские условия. Выделяют три основных этапа образования:

  • Первый этап называется базовым. Сюда входит знакомство с моральными нормами и принципами: этические беседы, показание нравственных ситуаций, видеозаписи, нравственные поступки детей и т.д.
  • Второй этап именуется основным. Происходит знакомство с личными правами ребёнка: на отдых, образование, имя и фамилию, любовь. Происходит чтение художественных произведений, этические беседы, упражнения в практический навыках поведения в разных ситуациях.
  • Третий этап – заключительный. Включает рассказ о Конвенции, о правах ребёнка, которые действуют для всех детей, чтение художественных произведений, разработка коллажа о правах ребёнка, нравственные беседы и другое.

Определение 2

Концепция в педагогике – это определение патриотического образования, которое рассматривается в контексте всестороннего формирования личности.

Патриотизм – это любовь к своей Родине и Земле.

Выделяют такие средства патриотического воспитания:

  • Мезосреда.
  • Литература и искусство.
  • Фольклор.
  • Практика.
  • Обычаи и прочее.

Используются различные методы патриотического развития: экскурсии, игры-путешествия, посещение музеев, выставки детских рисунков. Современные педагогические теории изучают вопросы обучения и развития детей дошкольников. Для обогащения системы дошкольного образования происходит изучение иностранных педагогических теорий.

Дошкольная преподавательская наука постоянно улучшается и совершенствуется. Большую роль играет позитивный опыт активности образовательных учреждений для детей дошкольного возраста.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obschie-osnovy-pedagogiki/pedagogicheskaja-teorija/

Словарь по педагогической психологии — формирование

что такое формирование в педагогике

формирование

целенаправленное воздействие на ребенка с целью создания условий для возникновения у него новых психологических образований, качеств. Словарь по педагогической психологии

:

См. в других словарях

1.

  это то, что противостоит закону распада (энтропии), что ведет к преодолению хаоса и к оформлению жизни в устойчивую и целостную структуру.

Теория образования взрослых становление, проблемы, задачи

2.

  сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи). В педагогической практике формирование означает применение приемов и способов (методов, средств) воздействия на личности учащегося с целью создания у него системы определенных ценностей и отношений, знаний и умений, склада мышления и памяти. Личность, развиваясь под влиянием родителей, учителей, среды, как бы принимает определенную форму – у нее начинаю присутствовать и проявляться задуманные свойства. С точки зрения философии формирование есть процесс, противостоящий распаду, оно ведет к преодолению хаоса и случайности и «оформлению» человека в устойчивую и целостную новую сущность – личность. Таким образом, человек овладевает собственным поведением и входит в общество с его нормами и требованиями, постепенно переходит от натуральной жизни к культурной и цивилизованной. Поскольку все психические процессы имеют процессуальных характер, и способом их существования является развитие, то, по убеждению психологов, именно формирование связывает

Основы духовной культуры

3.

  планомерное создание; осознание и последовательное придание чему-либо определенной формы; целенаправленное привитие индивиду или социальной общности определенных черт, свойств, качеств.

Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Вопрос-ответ:

Значение слова формированиеЧто означает формированиеТолкование слова формированиеОпределение термина формирование

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

Источник: http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%BF%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8/%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Е. Г. КолычеваОбщие основы педагогики. Шпаргалка

Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. В буквальном переводе с греческого слово «педагогика» означает «детовождение». Педагогика является одной из древнейших наук.

На протяжении всей истории человечества формировалась и развивалась народная педагогика. Людей, которые занимались воспитанием и обучением, стали называть педагогами.

Обобщение педагогической практики дало толчок развитию педагогики как науки, вначале входившей в состав философии.

А в XVII в. педагогика получила статус самостоятельной науки. Объектом педагогки является человек, развивающийся в процессе воспитательной деятельности и отношений.

Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека.

Педагогика как наука изучает теорию педагогического процесса, направленного на гармоничное развитие индивида. Упрощенно этот процесс можно обозначить как «образование, обучение, воспитание».

Потому предмет педагогики можно определить как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания, образования и обучения.

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д. К таким задачам можно отнести:

1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;

2) проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам;

3) разработку адекватных педагогических теорий и практических рекомендаций;

4) разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности;

5) разработку форм, методов, средств и технологий педагогической работы;

6) приоритетную разработку актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания;

7) разработку вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами, педагогической деятельностью, его научного, организационного, методического, учебно—технического и кадрового обеспечения;

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сульфатация аккумулятора что это такое

8)  разработку системы профессионально—педагогической подготовки руководителей, должностных лиц, специалистов разных ведомств и пр.;

9) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

10) подготовку научно—педагогических и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных педагогов для работы в необразовательных учреждениях и т. д.

В процессе решения этих задач педагогика реализует свои основные функции: социальную, научную и практическую.

Педагогика – наука социальная, имеющая социальное предназначение: совершенствование настоящей жизни и будущего на базе передачи опыта от старшего поколения младшему.

2 ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

С момента зарождения и до середины ХХ в. объектами научного и практического интереса педагогики были дети, педагоги, семья.

Сегодня педагогика не может ограничиваться рамками детства и школы. В связи с новыми реалиями и изменившимися условиями жизни людей педагогика должна охватывать всю структуру общественной жизни.

Педагогика является наукой о человеке. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательной деятельности и отношений. Для изучения своего объекта педагогика привлекает данные других наук: философии, психологии, социологии, медицины и др. Полученные результаты помогают составить целостную картину особенностей человеческой личности.

Личность человека в педагогике рассматривается с различных позиций: социологической (личность в социуме), психологической (особенности психологии возраста), биологической (особенности физического развития).

У каждой науки о человеке и обществе – одинаковые объекты исследования, но каждая наука имеет свой предмет исследований. Педагогика исследует воспитательные действия и отношения, обеспечивающие развитие индивида.

Под развитием индивида следует понимать процесс внутреннего последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, которые обеспечивают реализацию его жизненного потенциала, сущности и назначения, становление его личности.

Развитие индивида происходит под влиянием внешних и внутренних, природных и социальных, управляемых и неуправляемых факторов.

Личность – это системное свойство каждого человека, его качественные характеристики. Проблема личности находится в центре внимания многих наук, в педагогике же она рассматривается с точки зрения изменения и проявления ее педагогических свойств: воспитанности, образованности и развитости. Кроме того, педагогика изучает социализацию личности: процесс и результат возникновения у человека с момента рождения социально детерминируемых и важных педагогических новообразований.

Педагогика подходит к личности не как к пассивному объекту, наполняемому социальным опытом, а как к субъекту общественных отношений и педагогических систем, проявляющему активность и самостоятельность в усвоении опыта и формирующему самого себя, несущему личную ответственность за свою жизнь.

Задача педагогики – помочь человеку стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей свое место и поведение в обществе и для самоосуществления, направленного на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.

Всестороннее и гармоничное развитие личности в педагогике – это взаимосвязанное формирование ее педагогических свойств и их совершенствование до цивилизованного уровня.

3 КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ

Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.

Развитие – процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности.

Воспитание – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.

Образование – процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.

Обучение – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.

Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования.

Педагогическое взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние, и его активное восприятие и усвоение учащимся.

Категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая деятельность» в современных условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование». Для эффективности педагогического процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и др.

Педагогическое взаимодействие организуется для решения какой—либо педагогической задачи – материализованной педагогической ситуации, решаемой с помощью определенных педагогических технологий.

Педагогическая технология – это последовательная система взаимодействия педагога и учащегося, основанная на применении тех или иных методов воспитания и обучения с целью решения педагогических задач.

Таким образом, педагогический процесс можно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Источник: https://fictionbook.ru/author/g_g_markov/obshie_osnoviy_pedagogiki_shpargalka/read_online.html

Категории развития в педагогике

Автор(ы) статьи: Д.А.Кириллов д.п.н., проф. М.И. Долженкова – ТГУ им. Г.Р. Державина
Раздел: Державинские чтения 2016
Ключевые слова:

педагогика, категории, воспитание, образование, обучение, развитие.

Аннотация:

Статья посвящена комплексному исследованию категории в развитии педагогики. В статье дается развернутое определение и анализ понятий составляющих базовые понятия педагогической науки. Основное внимание в работе автор акцентирует на взаимодействии категорий, направленных на развитие человека.

Текст статьи:

Категория развития является одной из ведущих в современных научных исследованиях. Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, образование, обучение. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как «развитие» и «формирование».

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание занимает уникальное место в развитии и формирование личности.

В широком социальном значении:– это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);

В узком социальном значении:– это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание) [Кадцын 2008; 45].

В широком педагогическом значении:– специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);

В узком (локальном) педагогическом значении:– это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола «образовывать» и имеет значение «создавать», «формировать», «выращивать», «развивать ментально», «давать вид, образ» (В. Даль), создавать нечто новое, целое [Даль 1978]

Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком смысле.

В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.

Сегодня образование понимается как:

  • ценность развивающегося человека и общества;
  • процесс обучения и воспитания человека;
  • как результат последнего;
  • как система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня).

Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания).

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.

Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение.

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося.

В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента – преподавание и учение.

Преподавание(деятельность учителя) Учение(деятельность ученика)

Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;

Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Существует точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика.

Обучение – особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения «учитель-ученик», результат этой деятельности – обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками. В процессе обучения происходит управляемое познание.

Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное) [Исмаилова]

Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.

Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.

При осуществлении всех категорий люди вступают между собой в определенные отношения, которые называются воспитательными отношениями.

Воспитательные отношения – это отношения между людьми, направленные на развитие человека с помощью воспитания, образования и обучения.

Таким образом, в педагогике выделяют следующие категории: воспитание, обучение, образование и развитие. Взаимодействуя между собой, они направлены на развитие человека.

Список литературы

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1-4. — М., 1978

Исмаилова З. К. Основные категории педагогики — развитие, воспитание, обучение, образование [Текст] / З. К. Исмаилова, М. Х. Байбаева, А. Б. Сапаров // Молодой ученый.

Кадцын Л. М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс: учебное пособие/ Л. М. Кадцын. Екатеринбург: ГОУ ВПО «РОС.гос. проф. -пед. ун-т», 2008. 185 с.

CATEGORY DEVELOPMENT IN PEDAGOGY

D. A. Kirillov
doctor of pedagogical Sciences, Professor M. I. Dolzhenkov – TSU them. G. R. Derzhavin

Источник: http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/2122-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B5.html

Педагогика: история и общие вопросы — Психологос

Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии.

Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского.

К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Педагогика (трактовки разных авторов):

  • наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности (Н. В. Бордовская, А. А. Реан);
  • наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);
  • наука об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);
  • наука и одновременно отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);
  • наука о воспитании человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый);
  • особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);
  • наука о педагогическом процессе, организованном в условиях педагогической системы и обеспечивающем развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);
  • теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов);
  • наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев).

Педагогика в ряду других наук об образовании и воспитании

Педагогические науки исследуют вопросы об объекте и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б.М. Бим-Бад).

Педагогика — единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский, А.В. Хуторской).

Педагогика — одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность — существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

Объект и предмет педагогики

Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Структура педагогики

Педагогика содержит разделы:

  • дидактика (теория обучения),
  • теория воспитания,
  • школоведение.
  • история педагогики,
  • социальная педагогика,
  • военная педагогика,
  • специальная педагогика (олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика и т.д.).
  • Публикации

    • Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.
    • Болдырев Н. И., Гончаров Н. К., Есипов Б. П. и др. Педагогика. Учеб. пособие для пед. ин-тов. — М., 1968.
    • Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Учеб. пособие. — Р-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
    • Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. — М.: «Совершенство», 1997. — 208 с.
    • Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. — М., 1990.
    • Ильина Т. А. Педагогика. Учебное пособие для пед. ин-тов. — М., 1969.
    • Краевский В. В. Сколько у нас педагогик? // «Педагогика». — 1997. — № 4.
    • Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.
    • Педагогика. Учебное пособие. Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
    • Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: «Просвещение», 1983. — 608 с.
    • В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 1997. — 512 с.
    • Педагогические теории, системы и технологии. Опыт организации творчества студентов. Под ред. А. В. Хуторского. — М.: Изд-во Московского педагогического университета, 1999. — 84 с.
    • Подласый И. П. Педагогика. — М.: «Просвещение», 1996.
    • Прокопьев И. И. Педагогика. Избр. лекции. Уч. пособие в 3-х ч. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 1997. — 114 с.
    • Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c.
    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что лучше фольксваген поло или киа рио

    Педагогика

    Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании человека.

    Как правило, под педагогом и педаг

    Педагогика счастья

    Управляя ключами счастья, можно человека воспитывать, формировать у него нужные (социально привлекат

    Педагогика ответственности

    Педагогика ответственности — учет личностных особенностей в распоряжении ответственности.«Не важно,

    Сказка о педагогике

    На мое увлечение педагогикой оказали влияние два эпизода. В десятом классе я из обычной средней школ

    Педагогика Монтессори

    Под педагогикой Монтессори понимается разработанная доктором Марией Монтессори система обучения дете

    Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogika-dvoe-zn--istoriya-i-obschie-voprosy

    Объектом педагогики является Принципы, задачи и функции педагогики :

    Говоря о системе образования, часто приходится слышать о таком понятии, как «педагогика». Давайте узнаем, что это такое, на каких задачах она сконцентрирована и какие методы применяются для их достижения. А также рассмотрим, что является объектом педагогики, ее предметом и субъектом.

    Что такое педагогика

    Прежде всего стоит разобраться в значении рассматриваемого термина.

    Существительное «педагогика» возникло еще в Древней Греции. В переводе с языка этой страны оно означает «вести детей». Дело в том, что «педагогами» в те далекие времена звали рабов, которые по старости лет не могли уже выполнять тяжелую работу по дому, поэтому им поручали заботиться о хозяйских детях.

    В современном мире педагогикой именуется наука, которая изучает процесс воспитания и обучения подрастающего поколения.

    Педагогические науки

    • История педагогики. Специализируется на изучении трудов о воспитании и образовании, а также рассматривает опыт в этой сфере предыдущих поколений.
    • Сравнительная педагогика. Ориентирована на изучение и анализ образовательных систем в разных государствах.
    • Специализированная педагогика. Концентрируется на создании методов обучения для личностей с ограниченными возможностями.
    • Лечебная педагогика отличается от предыдущей тем, что направлена не только на предоставление знаний больным ученикам, но и на попытки помочь им выздороветь. Или хотя бы максимально адаптироваться в обществе.
    • Исправительно-трудовая педагогика. Эта система разработана для тех, кто пребывает в заключении. Ее цель не только обучить их, но и перевоспитать, если это возможно.
    • Социальная педагогика. Ориентирована на воспитание вне школы.
    • Возрастная педагогика занимается изучением особенностей психики учеников разного возраста и создает программы, максимально им соответствующие.
    • Профессиональная педагогика ориентирована на практическую деятельность учителей и воспитателей.
    • Общая педагогика рассматривает образовательный процесс в целом.

    Краткая историческая справка о развитии педагогики

    За столетия существования рассматриваемая наука прошла три этапа развития.

    1-й этап

    Это зарождение науки о воспитании как одной из отраслей философии.

    В Древней Греции и после нее многие известные мыслители посвящали целые труды теме воспитания подрастающего поколения. Среди них Платон, Аристотель, Сенека, Авиценна, Руссо, Мор, Рабле и другие. Однако все их размышления носили, как правило, теоретический характер и были неприменимы на практике.

    2-й этап

    Это период формирования педагогических теорий на основе произведений педагогов и мыслителей. Попытки организации с их помощью первых полноценных школ.

    Начало этого этапа развития ознаменовало произведение Яна Амоса Коменского «Великая дидактика», в котором он впервые четко описал основные принципы педагогики и способы обустройства образовательного процесса. Стоит отметить, что с его легкой руки эта наука не только сформировалась как отдельное направление, но и стала переходить от теории к практике.

    Опыт Коменского наследовали другие педагоги-экспериментаторы будущих веков: Песталоцци, Дистервега и т. п. Несмотря на прогрессивность их идей, эти новаторы все же были более теоретиками, хотя активно стремились стать практиками.

    3-й этап

    Время появления педагогических концепций, основанных на практическом опыте. Формирование с их помощью образовательной системы.

    В ХХ в. правительства большинства развитых стран мира пришли к мнению, что все их граждане должны в обязательном порядке получать хотя бы начальное образование. Борьба с неграмотностью предоставила для педагогов огромный полигон для проведения различных образовательных экспериментов. На основе их результатов стала формироваться привычная всем сегодня педагогика.

    Таким образом, на данном этапе рассматриваемая наука основывается уже не на теоретических постулатах, а требует практических доказательств целесообразности применения любых новых идей или методик.

    Что является предметом педагогики

    Как и любая наука, педагогика имеет свой предмет изучения. Им является непосредственно сам воспитательный и учебный педагогический процесс.

    Стоит отметить, что он рассматривается сегодня не как теоретический, а неотрывно связанный с его практическим воплощением в жизнь в разных странах (при помощи общественно-образовательных систем).

    Более простыми словами, предмет педагогики — это то, как в обществе поставлено воспитание и обучение молодого поколения.

    Что является объектом педагогики

    Если с предметом педагогической науки все более-менее понятно, то по поводу того, что называется ее объектом, долго шли споры.

    Отдельные исследователи вплоть до середины ХХ в. настаивали, что объектом педагогики является обучаемый (или воспитываемый) ребенок (или даже целый коллектив).

    Однако известный специалист в практической педагогике А. С. Макаренко еще в двадцатых годах ХХ в. писал, что такое трактование неверно. Он считал, что настоящим объектом педагогики является общность всех явлений действительности, которые способствуют развитию личности и ее становлению полноценным членом общества.

    Упомянутые выше явления сегодня именуются образованием. Таким образом, можно утверждать, что объектом педагогики является образование. Причем и его теоретическая и практическая сторона.

    Педагогический субъект

    Узнав, что является предметом и объектом педагогики, стоит ознакомиться с ее субъектом. Им является человек, занимающийся педагогической деятельностью.

    В зависимости от ее вида, выделяется несколько разновидностей субъектов: учитель, воспитатель и педагог. Хотя эти специализации весьма близки между собою, существует разница: учитель обучает, воспитатель воспитывает, а педагог одновременно выполняет обе эти функции.

    Основные педагогические категории

    Рассматриваемая наука, как и любая другая, имеет ряд категорий. Некоторые отождествляют их с видами деятельности, на которых специализируется педагогика (обучение, воспитание). На самом деле категорий такого рода гораздо больше.

    • Развитие – внутренне качественное и количественное изменение человека, осознание им своих сил и возможностей.
    • Воспитание – целенаправленное формирование личности.
    • Образование – физическое и духовное формирование индивидуальности ученика, его социализация.
    • Обучение – взаимодействие учителя и ученика, в результате которого последний приобретает новые знания и умения.
    • Самообразование – способность личности становиться самому для себя педагогическим субъектом.
    • Педагогический процесс – организованное взаимодействие ученика и педагога с целью приобретения новых знаний, умений и передачи социального опыта и системы общественных ценностей.
    • Педагогическая система – взаимосвязанность структурных компонентов педагогического процесса.
    • Педагогическая деятельность – действия, направленные на достижение образовательных целей.
    • Педагогическая технология – система последовательных действий педагога, которая направлена на достижение образовательных целей.
    • Педагогическое взаимодействие – контакты между учеником и учителем, в результате которых не только приобретаются новые знания и умения, но и формируется система ценностей первого.

    Педагогические методы

    Как и любая наука, рассматриваемая имеет собственные методы, которые способствуют реализации поставленных задач. Хотя их немало, все они делятся на четыре категории.

    • Методы воспитания.
    • Методы обучения.
    • Методы целостного педагогического процесса.
    • Методы научно-педагогических исследований.

    Как понятно из названий категорий, методы первых трех используются для достижения практических результатов.

    Относящиеся к четвертой категории применяются в рамках теоретической педагогики. Методы научно-педагогических исследований делятся на две подкатегории: теоретические и эмпирические.

    Педагогические задачи

    Несмотря на большое количество и различия между собою, все перечисленные выше методы применяются для реализации задач педагогики. Каковы же они?

    • Изучение накопленного за тысячелетия практического опыта педагогической деятельности у разных народов и культур, а также анализ и систематизация этих данных.
    • Поиск закономерностей в процессах образования, обучения и воспитания.
    • Поиск новых педагогических методов и систем обучения и воспитания.
    • Разработка новых образовательных программ и стандартов, а также учебных пособий и методических материалов.
    • Повсеместное внедрение результатов педагогических исследований на практике.
    • Прогнозирование дальнейшего развития образовательного процесса.

    Все перечисленные выше задачи педагогики можно объединить в одну – это оптимизация эффективности образовательного процесса всеми доступными средствами и методами.

    Педагогические функции

    Рассматриваемая наука выполняет два основных типа функций.

    • Теоретические функции педагогики. Реализуются через изучение опыта предыдущих поколений и проведения различных исследований. Все действия, связанные с ними, осуществляются на трех уровнях: описательном, диагностическом и прогностическом.
    • Технологические функции педагогики также реализуются с помощью трехуровневой системы: проектный, преобразовательный и рефлексивно-корректировочный.

    Педагогические принципы

    Чтобы достичь поставленных воспитательно-образовательных целей, каждому учителю необходимо придерживаться восьми принципов педагогики.

    • Природосообразность. Старейший из принципов. Следуя ему, нужно учитывать возраст обучаемого и его индивидуальные особенности, разбираться в психологии личности. Также важно ориентировать учеников на саморазвитие и самообразование в будущем (научить учиться).
    • Гуманизация. К ученику нужно относиться с уважением, как к отдельной личности, невзирая на его возраст.
    • Демократизация. Предоставлять ученику право на обладание собственным мнением, даже если оно ошибочно.
    • Упорядоченность. Все применяемые педагогические методы должны быть взаимосвязаны и направлены на достижение одной цели.
    • Единство. Преподаваемое в школе не должно идти вразрез с образом жизни учащегося, а, наоборот, дополнять его.
    • Культуросообразность. Педагогический процесс должен максимально опираться на культурную среду той страны, где находится учебное заведение.
    • Профессиональная целесообразность. Подбирать те методы и приемы, которые будут помогать ученику в овладении будущей профессией.
    • Политехнизм. Предоставление учащимся базовых знаний в разных сферах жизни.

    Источник: https://www.syl.ru/article/340955/obyektom-pedagogiki-yavlyaetsya-printsipyi-zadachi-i-funktsii-pedagogiki

    3. Основные категории педагогики

    1. Предмет и объект педагогики. Отрасли современной педагогики. Связь педагогики с другими науками.

    Предмет– образование. Объект – человек, личность

    Отрасли:ясельная, дошкольная, педагогика школы,средне-специального образования,профессионально-технического, образованиявысшей школы, производственная,социальная, сравнительная, «третьего»возраста, исправительно-трудовая, специальные пед. науки, лечебная

    Связьс другими науками, такими как: философия,социология, психология, школьная гигиена,фольклористика и этнография

    Философиявыполняет важную методологическую рольв процессе разработки педагогическойтеории. Но прежде всего она помогаетопределить исходные позиции приисследовании педагогических явлений.С философией педагогику объединяет рядобщих вопросов и проблем, таких каквзаимосвязь коллектива и личности,гносеологические проблемы (проблемытеории познания и ученического познания).Педагогика связана и с такими относительносамостоятельными областями философиикак этика, эстетика.

    Психологияпомогает решать конкретные вопросыобучения и воспитания, способствуетвыработке умения составлять рациональныйрежим труда и отдыха, дает знания овозрастных и индивидуальных особенностяхдетей, которые необходимы в педагогическойдеятельности.

    Школьнаягигиенаизучает и определяет санитарно-гигиеническиеусловия жизни учащихся, которые необходимоучитывать при организации учебногопроцесса.

    Социология, занимающаяся изучением общества каксложной целостной системы, дает педагогикебольшой фактический материал дляразработки рациональной организациипроцесса обучения и воспитания.

    Фольклористикаи этнографиязанимаются изучением народных традиций,обрядов и обычаев разных народов,памятников народного эпоса.

    1. Методы педагогических исследований. Структура научно-педагогического исследования.

    Методыпедагогики – это методы исследования, которыеслужат для исследования научно-педагогическихзадач. Выделяют несколько основныхметодов педагогического исследования.

    Методнаблюдения. Смысл метода наблюдения состоит внепосредственном и опосредованномвосприятии изучаемых педагогическихпроцессов наблюдателем. При всех своихвозможностях методы наблюдения имеютодин недостаток: при наблюдении полнораскрываются лишь внешние проявления,внутренние процессы остаются недоступны.

    Существуетнесколько классификаций методовнаблюдения:

    1) сплошныеи дискретные наблюдения;

    2) открытыеи конспиративные;

    3) лонгитюдныеи ретроспективные.

    Методытестирования. Они трактуются как методы психологическойдиагностики испытуемых. Тестированиеосуществляется по тщательно отработаннымстандартизированным вопросам и задачамсо шкалами их значений для выявленияиндивидуальных различий испытуемых.Существуют различные виды тестов:

    1) тестыдля выявления успеваемости учащихся;

    2) тестыдля определения профессиональнойпредрасположенности;

    3) тестыдля выявления уровня интеллекта;

    4) тестыдля выявления креативности.

    3. Опросныеметоды. Онипросты в своем применении и позволяютс помощью минимальных временных затрати несложной организации получитьдостаточно широкий спектр данных.

    Впрактике наиболее популярны три видаметодов:

    1) беседа;

    2) интервьюирование;

    3) анкетирование.

    4. Эксперимент. Педагогическийэксперимент относят к основным методамисследований в педагогической науке.Педагогический эксперимент – этоорганизованная педагогическаядеятельность учителей и учащихся,имеющая определенную цель. По масштабуэксперименты бывают:

    1) глобальные;

    2) локальные.

    Глобальныеохватывают значительное число испытуемых,а локальные проводятся с минимальнымколичеством участников.

    Социологическиеметоды. Изучение школьной документации ипродуктов деятельности учащихся. Припопытке сделать педагогические обобщенияи выводы, провести исследования необходимоизучение продуктов деятельностиучащихся, а также школьной документации.Изучение классных журналов, ведомостейобучения позволяет сделать выводы обуровне успеваемости учащихся.

    Впроцессе изучения и обобщения передовогопедагогического опыта выделяют следующиевиды экспериментов:

    1) «мысленный»;

    2) «стендовый»;

    3) констатирующий;

    4) созидательно-преобразующий;

    5) контрольный.

    «Мысленный» – воспроизведение экспериментальныхдействий и операций в уме.

    Структура научно-педагогического исследования:

    -знакомство с проблемой исследования

    -выбор методологии

    -построение гипотезы исследования

    -выбор методов и проведение констатирующегоэксперимента

    -организация и проведения эксперимента

    -анализ результатов

    -выработка практических рекомендаций

    Категории:социализация, образование, обучение,воспитание

    Социализация– процесс получения навыков необходимыхдля полноценной жизни в обществе

    Образование– процесс усвоения знаний

    Обучение– специально организованный процесс,направленный на усвоение знаний

    Воспитание– целенаправленное формированиеличности

    Воспитание определение, виды, принципы и цели

    Из поколения в поколение переходят стили и методы воспитания: многие родители воспитывают своих детей похожим образом на тот, которым воспитывали их самих.

    Другие родители поверхностно знают, что это такое воспитание, что подразумевает данное понятие, какие цели и задачи ставит, и какой результат можно получить, приложить все практические и теоретические знания.

    Что такое воспитание

    Воспитание – это искусство и достаточно нелегкий процесс, эффективность которого во многом зависит от педагогической и психологической просвещенности взрослых.

    Значение слова «воспитание» можно трактовать в двух смыслах:

    1. В широком понимании оно означает процесс социального становления личности. Оно начинается с момента рождения и длится до самой смерти. воспитания зависит от природных и общественных факторов, зависит во многом от раннего возрастного периода и поведения родителей.
    2. В узком определении под этим понятием подразумевается приобретение ребенком положительных в конкретном обществе ценностей и норм поведения.
    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое ступица в автомобиле

    Воспитание детей

    Единство требований к воспитательному процессу, единые педагогические воздействия должны предъявляться к зарождающейся личности от обоих родителей и школы, не противореча друг другу – в этом случае у ребенка появляется определенная модель стереотипного отношения и поведения, он легче и успешней будет продвигаться в учебе, дисциплинированности, социализации и освоении общественных ценностей.

    Когда требования родителей к ребенку противоречат друг другу, когда мама говорит одно, а папа противоположное, у малыша может возникнуть диссонанс, тревожность и психические проблемы. Поэтому в семье так важно выработать единую линию воспитания.

    Такое единство индивидуально в каждой конкретной семье и культуре, оно выражается в согласованности правил и норм поведения, которые прививаются ребенку.

    Психология дает следующее определение: воспитанный человек это тот, кто обладает культурой, вежлив и обходителен, имеет хорошие манеры и проявляет уважение к окружающему миру и другим людям. Вежливый индивид это не всегда признак воспитанности, но воспитанный человек всегда будет вежлив.

    Воспитанность включает в себя владение собой и внимательность к окружающим. Воспитать – означает научить ребенка такой воспитанности. Воспитатель – это тот, кто воспитывает, причем им не обязательно окажется именно родитель или педагог.

    Педагогика определяет воспитательный процесс как динамичное сложноустроенное сознательное взаимодействие между воспитанником и педагогом с целью формирования личности первого. Этот процесс означает и самостоятельное воздействие человека на самого себя.

    Такое формирование личности касается трансформации личностных качеств и убеждений, жизненных ценностей и общей модели отношения ко всему миру. При этом из ребенка невозможно слепить как из пластилина желательную личность все гораздо сложнее.

    Виды воспитания и воспитательные задачи

    Цели обучения и воспитания индивидуальны для конкретных социальных норм и направленности семьи. Они определяются в соответствии с общественно-государственной системой и моделью отношения окружающих ребенка людей.

    Идеальная цель воспитания, единая для всех, вряд ли существует, но можно выделить следующие примерные задачи этого процесса:

    • формирование осознания смысла существования, понимание своей позиции в мире, своей индивидуальности и индивидуальности каждого отдельного человека,
    • прививание стремления изменять этот мир, трудиться и честно выполнять свои обязанности в учебе и работе,
    • усвоение человеческих норм и ценностей.

    Хочется отметить самые важные аспекты, без которых любые методы и методики любого вида воспитания будут безуспешны.

    При воспитании имеют центральное значение дом, семья и взаимоотношения между родителями. По существенности эти факторы перевешивают все остальные отношения, в том числе и отношение родителей к ребенку.

    Прежде чем пытаться изменить взаимоотношения ребенка в положительную сторону, пытаться его научить и воспитать, принципиально необходимо обратить внимание на отношения между супругами. Пока они сами себе позволяют хамить и грубить друг другу, ребенок никогда не станет вежливым.

    Второй важный аспект это безусловная любовь. Это значит любить не за какие-то заслуги, а любить независимо от плюсов и минусов ребенка, независимо от того, что мы от него ожидаем в будущем. Безусловная любовь базис, основа дальнейшего развития личности, ее жизненного пути, системы ценностей и отношений.

    Современные принципы воспитания в педагогике

    Виды воспитания, которые выделяют в настоящее время, представлены в таблице.

    Вид воспитания Определение вида и задачи
    Экологическое воспитание Подразумевает формирование у ребенка сознательной цели аккуратного и уважительного отношения к окружающей природе, рационального и здравого использования ее ресурсов. Задачи:1.       Донесение до ребенка информации об окружающей природе.2.       Установка четких границ допустимых действий человека на окружающую биосферу, флору и фауну.3.       Просвещение о методах сохранения природных ресурсов.
    Правовой воспитательный процесс Означает передачу формирующейся личности информации о юридических законах и нормах, соблюдение этих законов. Задачи:1.       Привитие ребенку ответственности и уважительного отношения к законам конкретного государства.2.       Прививать активную позицию в политической сфере.3.       Вырабатывать критическое мышление по отношению к окружающему миру.4.       Вырабатывать дисциплинированность (не наказанием).
    Умственное воспитание Подразумевает конкретно образование и обучение, педагогический процесс, интеллектуальное развитие и стремление к самосовершенствованию, самоактуализации. Задачи:1.       Руководство становлением познавательной сферы ребенка.2.       Одобрение попыток самостоятельности.3.       Брать во внимание индивидуальные особенности конкретного воспитанника.4.       Не предлагать ребенку уже готовое решение, а стимулировать его попытки решить проблему самостоятельно.
    Физическое Означает прививание ребенку понимания того, как совершенствовать свое тело и поддерживать здоровье организма. Задачи:1.       Четкое понятие о здоровом образе жизни.2.       Выработка интереса к физическим упражнениям и занятиям спортом.
    Воспитание трудовой сферы Это формирование у ребенка потребности трудиться, обучение его добросовестности и честности. Задачи:1.       Помощь ребенку в поиске той сферы, которая станет его профессией.2.       Выработка творческого подхода в трудовой деятельности.3.       просвещение в понимании значимости трудовой деятельности.
    Экономический воспитательный процесс Определяется становлением у детей деловых характеристик – бережливости и адекватного восприятия материальной сферы жизни. Задачи:1.       Формирование у ребенка адекватных представлений о рыночных отношениях и бизнесе.2.       Привитие принципов социальной справедливости в обществе.3.       воспитание у ребенка честности в рыночных взаимоотношениях.
    Нравственное воспитание Объясняется как сознательное воздействие на становление чувственной сферы ребёнка, воспитание нравственных характеристик, уместных для конкретного общества. К нравственным качествам относится вежливость, уважение ко всему окружающему, верность, тактичность, гуманность и другие. Задачи:1.       Уважать свободу выбора ребенка.2.       Подавать взрослым наглядный положительный пример для детей.
    Эстетическое воспитание Означает развитие у ребенка правильного восприятия искусства и потребности в улучшении внешнего облика мира, видения прекрасного в природе. Задачи:1.       Развитие у ребенка способности замечать в жизни и искусстве эстетические характеристики и свойства предметов и явлений.2.       Воспитание умения испытывать эстетические чувства (восхищение, адекватная оценка, удовольствие от увиденного).3.       Формирование потребности в эстетических и художественных переживаниях.
    Общественное воспитание Это выработка у ребенка способности взаимодействовать в обществе, занимать в нем определенную позицию и развивать общественные навыки. Задачи:1.       Воспитание у ребенка чувства долга по отношению к своему государству.2.       Просвещение о негласных законах и правилах, принятых в конкретном обществе и культуре.3.       Просвещение о правилах поведения в общественных местах, учебных учреждениях, семье и т. д.

    Цели воспитания в конкретных концепциях

    Гуманистическая концепция определяет ребенка центральной ценностью, он выступает как объект и субъект воспитания. Метод гуманистического воспитания предполагает, что формирующая личность не только усваивает внешние культурные нормы, но и вносит в них ничто свое.

    Социальный смысл гуманистического подхода означает восприятие ребенка как активного субъекта воспитания. Задачей является индивидуальный подход к каждому из детей, уважение к ребенку и учет его желаний и мнения.

    Это полное принятие ребенка и положительное отношение к нему, уважение достоинства формирующейся личности.

    Прагматическая концепция определяет функции воспитания не в подготовке ребенка к жизни в будущем, а ставит в центр жизнь в настоящем времени, здесь и сейчас. Этот новый подход называет главной задачей обучение воспитуемого находить решения проблемам в жизни в настоящее время, накапливая опыт.

    воспитательного процесса же раскрывается в процессе решения бытовых проблем в жизни.

    Задачи воспитания в системе российского образования

    Система российского образования в процессе поиска новых путей развития и методов обучения и воспитания. Учебные заведения используют лучшие методики и планы советского подхода к учебно-воспитательной работе.

    По одной из теорий, правильное построение задач воспитательной работы должно исходить из идеологии долга и служения своему обществу и будущим поколениям.

    Современный подход к воспитательному процессу должен учитывать и создание единой целостной системы воспитания. Необходимо отказаться от стереотипа воспитательный процесс ребенка это забота его семьи и дома, а задача школы это обучение.

    Как реализуются цели и задачи воспитания

    Цели и задачи воспитательного процесса реализуются как в процессе пребывания ребенка в учебном заведении, так и в семье. Роль воспитания в жизни человека нельзя переоценить – как указывалось выше, оно зачастую передается из поколения в поколение.

    Многие цели и задачи воспитательного процесса реализуются в наглядном примере окружающих ребенка взрослых людей: воспитателей, родителей и педагогов.

    Это важно: нельзя забывать, что воспитывать ребенка это означает в первую очередь воспитать себя.

    Роль воспитания в жизни человека

    Воспитание в семье закладывает основы поведения, становления, восприятия и мировоззрения. Процесс воспитания, принятый в семье, определяет судьбу воспитуемого.

    Воспитание и обучение неделимый, взаимосвязанный и совместный процесс. Общая центральная задача обучения и воспитания это правильно направить развивающуюся личность, влияя на все сферы ее жизни: когнитивную, эмоциональную и поведенческую.

    Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/vospitanie-opredelenie-vidyi-printsipyi-i-tseli

    Что такое формирование в педагогике

    Определение 1

    Формирование (в педагогике) – это процесс становления личности человека под воздействием всех без исключения факторов (социальных, экологических, педагогических, экономических и т.д.).

    Такие категории педагогики как формирование и развитие являются общенаучными. Ученые применяют их с целью объяснения происходящих общественных процессов и их возможных последствий.

    В рамках педагогики, понятие «формирования» используется не так часто, в основном процесс изменения личности в онтогенезе характеризуется таким процессом как «воспитание».

    Однако все чаще ученые-педагоги приходят к мнению, что понятие «развитие», «формирование» и «воспитание» совершенно разные и «несут» в себе разную смысловую нагрузку.

    Одним из основных, но не единственным фактором, формирования является воспитание. Под сформированностью понимают достижение определенного уровня, некую завершенность или законченность.

    Замечание 1

    Таким образом, «формирование» является еще не достаточно установившейся педагогической категорией, несмотря на то, что она уже довольно широко используется в педагогике.

    Ничего непонятно?

    Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

    Смысл формирования, в разные временные отрезки воспринимается и понимается по-разному. Порой его смысл чрезмерно сужается, а порой расширяется до безграничных пределов.

    Педагогическая литература прежних лет, трактует «формирование» как неуправляемое и случайное воздействие на личность ребенка. В настоящее время это понимание отвергается, а «формирование» понимается как процесс сознательного управления развитием личности ребенка или ее отдельных стороны, свойств, качеств, и доведение их до определенного совершенства.

    Педагогическая практика понимает формирование как использование конкретных методов, средств, способов и приемов воздействия на личность ребенка, с целью создания у него определенной ценностной системы, знаний, умений, навыков, склада памяти и мышления. Формирование направлено на «оформление» личности человека в целостную и устойчивую систему.

    Замечание 2

    Таким образом, формирование предполагает овладение человеком собственным поведением и успешное вхождение в социум, с его требованиями и нормами.

    Процесс формирования личности человека предполагает изменение в психических процессах, имеющих процессуальный характер. Способ успешного течения психических процессов предусматривает их последовательное развитие. Именно формирование способно связать между собой эти два явления и оказать на них необходимо воздействие. То есть, формирования является основным способом существования психического процесса и его движения по пути развития.

    В педагогике «формирование» используется в двух направлениях, как результат развития ребенка и как организованная деятельность педагога и детей, направленная на их воспитание и обучение.

    Нередко «формирование» понимают как «воспитание». Однако данные понятия следует разграничивать. Каждый ребенок рождается без знаний и умений, но через воспитание и обучение он их получает.

    Достижения ребенка на определенном возрастном этапе и есть уровень его сформированности. Именно так поэтапно происходит формирование знаний, умений, навыков, памяти, мышления, мировоззрения и т.д.

    Однако следует понимать, что не все в ребенке развивается под воздействием формирования. Оно является только лишь одним из направлений и средств развития личности.

    Движущие силы формирования

    Формирование представляет собой содержательное обогащение личности человека, которое сопровождается его оформлением, проявляющемся внешними изменениями. По своей природе формирование не имеет «финальности», на протяжении всей жизнедеятельности осуществляется процесс формирования личности, то есть оно непрерывно и бесконечно.

    Выделяют отдельные этапы формирования:

    1. Первичное формирование – происходит на этапе от рождения до взрослости.
    2. Дальнейшее формирование – осуществляется совершенствование личности или деградация, ухудшение или распад личности.

    Одним из актуальных вопросов формирования в педагогике, является вопрос о движущих силах данного процесса. Движущие силы процесса формирования имеют внешние и внутренние источники.

    Определение 2

    Внутренние движущие силы – это собственное стремление ребенка к познанию мира, получению знаний, приобретению умений и навыков.

    Внешние движущие силы – это воздействие на личность ребенка ос стороны педагогов, родителей, сверстников, окружающего социума и т.д.

    В современной педагогике процесс формирования личности является одним из наиболее актуальных и важных вопросов. Связано это с тем, что формирование личности – это самая серьезная и ответственная проблема в индивидуальном плане, предусматривающая самореализацию личности, достижение личного успеха и благополучия, реализации своих сил и возможностей.

    Результаты формирования

    Формирование личности в педагогике предполагает достижение конкретных результатов, а именно:

    1. Образовательные результаты – понимание окружающей действительности; происходящих в обществе и различных областях (экономике, политике, образовании и т.д.) изменений и преобразований; расширение собственного кругозора; осведомленности из разных областей знаний; создание оптимальных условий для самовоспитания, самообразования и саморазвития и т.д.
    2. Воспитательные результаты – сформированность политических и моральных убеждений; отношения к Родине, своему народы, истории, традициям, государственным и общественным институтам, труду, религии, социальным группам; активизация мотивов общепризнанных норм поведения, привычек, взглядов; отношение к досуговой деятельности, хобби, традициям; отношение к совершению тех или иных поступков, их моральное принятие или отторжение и т.д.
    3. Обучающие результаты – обогащение знаниями из различных областей жизнедеятельности; владение навыками поведения, профессиональными и бытовыми навыками, а также навыками различных видов практической деятельности и т.д.
    4. Развивающие результаты – успешная социализация в современном обществе; адекватность и соответствие своих интересов и наклонностей общепризнанным нормам; овладение необходимыми физическими качествами; развитость интеллекта, культуры, нравственности, деловых и профессиональных способностей и т.д.

    Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/chto_takoe_formirovanie_v_pedagogike/

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Ваш автомастер
    Как проверить датчик давления масла ваз

    Закрыть