Какой зазор на клапанах ваз 2109

Как проводится регулировка клапанов на ВАЗ 2109

какой зазор на клапанах ваз 2109

Регулировка клапанов ВАЗ 2109 должна проводится регулярно, поэтому каждому владельцу «девятки» стоит ознакомиться с ее особенностями. «Девятка» крайне неприхотлива в уходе, но время от времени стоит заниматься обслуживанием ее главных узлов. Конечно, вы можете обратиться в любое СТО, но лучше научиться делать это самостоятельно.

  • Зачем необходимо заниматься клапанами
  • Процесс регулировки

Вернуться

Зачем необходимо заниматься клапанами

Регулировка клапанов на ВАЗ — это процедура выставления определенного положения клапанов относительно кулачков распределительного вала. При ее проведении зазор (расстояние между двумя деталями) можно откорректировать согласно технической рекомендации автомобиля. Корректировка клапанов на ВАЗ 2109 является важной процедурой по нескольким причинам:

  1. Это необходимо для поддержания нормальной работоспособности мотора.
  2. При нормальном размере зазоров между рабочим телом и цилиндром мощность движка остается в пределах нормы. Если же это значение меняется (к примеру, зазор становится больше), можно заметить потерю мощности мотора в различных режимах роботы. Нередки случаи, когда клапан прогорал из-за длительного отсутствия регулировки.

Время от времени вам потребуется подгонять зазоры клапанов на ВАЗ 2109 и менять регулировочные шайбы. Почему это требуется делать постоянно? Дело в том, что здесь роль сыграла конструктивная особенность узла, точнее, его недоработка.

В системе двигателя нет устройств, которые бы автоматически восстанавливали положение клапана, поэтому пользователю приходится делать это самостоятельно, вручную. Сама процедура не очень сложная, необходимо лишь подкрутить в некоторых местах специальные винты, проверить расстояние щупами, и все будет готово.

На СТО за такую работу требуется платить, поэтому лучше научится все делать самостоятельно в своем гараже.

Выполнять процедуру стоит периодически — каждые 25000-30 000 км при езде в сложных для машины условиях. Если же авто не испытывает перегрузок, то регулировку рекомендуется повторять раз в 40 000 км. Если девятка была куплена с рук, то лучше провести полное обслуживание незамедлительно, поскольку мало кто из прошлых владельцев решит напоследок исправлять всякие мелочи.

Вы самостоятельно можете понять, что вашему ВАЗу нужно провести регулировку клапанов, если услышите стук из-под капота своего автомобиля. Стучат именно клапаны, у которых значительно увеличился зазор. Чтобы удостовериться в наличии проблемы, наверняка придется пойти в автомагазин и купить набор специальных щупов. При помощи щупов проверяются зазоры. Если есть отклонения от нормы, начинаем настройку положения.

Вернуться

Процесс регулировки

Теперь речь пойдет о том, как правильно настроить 2 вида клапанов. Чтобы добраться до нужных деталей, понадобится снять ГБЦ (головку блока цилиндров, крышку), под которой расположен распредвал с кулачками.

Часто производится замена прокладки клапанной крышки, поскольку старая, скорее всего, износится к этому времени. Прямо под кулачками расположены необходимые нам регулировочные винты, чуть ниже — толкатели и сами клапаны, которых 8 штук.

Под каждым из клапанов должен быть порядковый номер, в соответствии с которым нужно проводить регулировку всей системы.

Важно: работу стоит проводить на слегка прогретом двигателе — не более 20º-25°С. Температуры ниже и выше не подходят для нормальной процедуры корректировки.

  1. Нам нужно добраться до шкива, для этого требуется открутить 2 болтовых крепления. После этого снимается клапанная крышка ВАЗа 2109. Вооружаемся накидным либо гаечным ключом и скручиваем 2 болта.
  2. Поищите метку на шкиве распредвала (металлическое вкрапление на ободе) и метку на задней крышке (планка). Здесь есть много способов, но самый удобный для большинства заключается в том, чтобы взять большой ключ и провернуть шкив до метки. Поворачивать нужно гайку, которой крепится шкив, пока не совпадут 2 метки, делается это по часовой стрелке. Можно поворачивать исключительно шкив коленвала, ни в коем случае не перепутайте с распредвалом, который расположен выше.
  3. Протрите место, где расположены толкатели, сухой тряпицей, чтобы удалить остатки масла.

Поверните коленвал еще немного, пока кулачки и толкатели не сойдутся на одной линии. Между ними будет зазоры, замерьте их:

  • впускные клапана № 1, 2, а также № 3 и № 5 имеют зазор в пределах 0,35 мм;
  • выпускные — № 4,6,7,8, имеют чуть больший зазор — 0,2 мм;
  • максимальное отклонение от показателей — 0,05 мм, не более.

Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2109? Для этого меряем купленными щупами зазоры в таком порядке:

  • первым меряем 1, затем 2, после этого 3 и 5;
  • далее 4 и 6, затем 7 и 8.

Если какой-то из номеров имеет сильное расхождение по расстоянию до кулачка, его нужно заменить. Для этого нужно установить специальный зажим для пружины клапанов и шпильки ГБЦ, потом отверткой повернуть толкатель прорезями на себя. Сжать пружину и зафиксировать ее. Пинцетом или длинногубцами вытащить шайбы из прорезей, поменять на новые. Размер написан на обороте детали.

Примечание: перед регулировкой не получится узнать размер шайб, потому придется покупать их уже после того, как добрались до них.

Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2109 своими руками:

  1. Для замеров пар требуется поворачивать коленвал на 90°.
  2. При первом положении можно провести замеры пары 1 и 3. Если повернуть на четверть оборота, получится замерить зазоры 2 и 5 клапанов.
  3. Дальше меряем 8 и 6, последними — пару 4 и 7.

Так проводится замена направляющих втулок клапанов на ВАЗ 2109 карбюратор. Если установлен инжектор, понадобится снять трос газа и шланг сапуна, которые будут мешать при проведении работ.

Рекомендуется проводить корректировку клапанов перед тем, как заменить сальники клапанов. Сам процесс замены довольно сложный и требует отдельного описания. Единственное, что требуется знать, так это то, что эти работы между собой связаны.

Замена сальников клапанов на ВАЗ 2109 требуется в случае появления голубоватого дыма со стороны двигателя. Дымок означает, что масло протекает на нагретые детали узла и сальники клапанов уже стерлись, поэтому появилась течь.

Детали нужно заменить, но для этого придется разобрать большую часть узла в определенном порядке.

Притирка клапанов на ВАЗ 2109 — работа крайне важная и требует регулярного повторения. Не забывайте проверять состояние всех узлов время от времени и проводить соответствующее обслуживание, как это описано в руководстве к автомобилю. Если же не решаетесь выполнить работу самостоятельно — обратитесь в СТО, там вам помогут, но только за определенную плату.

Источник: http://expertVAZ.ru/2109/regulirovka-klapanov-avto.html

Регулировка клапанов на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

какой зазор на клапанах ваз 2109

Добро пожаловать!
Зазор клапанов обязательно должен быть, но минимален, а иначе, при отсутствии зазора клапана не смогут закрываться надежно. В этом случае появиться разгерметизация в цилиндрах и мощность ощутимо упадёт, а выпускные клапана начнут прогорать.

  С другой стороны, зазор увеличен – не смогут полностью открываться клапана во время работы двигателя, тем самым мощность опять же упадёт, потому что двигатель не сможет запитать в себя топливно-воздушную смесь, т.к. клапана открываются не полностью.

Более того, клапана могут греметь при большом зазоре, а после их регулировки, когда заведёте мотор, сразу же ощутите, как он тише станет работать и уже в будущем будете понимать, когда пришло время для регулировки клапанов на автомобиле.

Примечание!
Вам понадобятся следующие инструменты: пинцет, отвёртка, набор всевозможных ключей (гаечных, накидных и т.д.), набор щупов (приобретается в автомагазине или на авторынке) и микрометр.

Краткое содержание:

  • Регулировка клапанов
  • Дополнительный видео-ролик

Местонахождение клапанов

Так просто вы их увидеть не сможете, придётся снять головку блока цилиндров с автомобиля, после снятия перед вами появится распределительный вал и его кулачки, под кулачками распредвала находятся восемь клапанов (вернее их регулировочные шайбы, а под ними находятся толкатели,  и под толкателями сами клапана), которые вам и нужно отрегулировать. Кулачки вала и  шайбы клапанов, за счёт которых осуществляется регулировка зазора, указаны стрелками. Под каждой стрелкой стоит цифра, обозначающая номер клапана, по этим номерам вы и будете регулировать их, поэтому не забывайте про это фото по мере прочтения статьи.

Когда регулировать клапана?

Зазор у них увеличивается по мере того, как вы водите автомобиль, к примеру,  жесткая манера езды потребует регулировку уже через тысяч 30, спокойная езда – тысяч через 40 нужно будет задумываться о регулировке.

Обязательно производить регулировку купив Б/У автомобиль (немногие регулирует клапана перед продажей), особенно, услышав громкий звук работы двигателя (клапана стучат).

Вообще, проще всего понять надо ли регулировать клапана – проверить их зазор: достаточно снять крышку головки блока цилиндров с двигателя автомобиля и с помощью наборов щупов проверить у всех клапанов на автомобиле зазор.

Регулируем клапана на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099

Примечание!
Регулировка производиться  на тёплом двигателе автомобиля (+20 °С и выше), зимой во время холодов, то обязательно в начале прогрейте двигатель и быстренько, пока он полностью не остыл, отрегулируйте клапана. Существует нюанс, придётся изначально запастись регулировочными шайбами ,ведь вы  не знаете какие размеры шайб именно нужны.

Шайбы в начале извлекают и  смотрят на размеры и подбирают новые.  Вам второй автомобиль понадобиться (например,такси, друг), чтобы до автомагазина доехать и купить новые шайбы.  Соответственно, не рекомендуем данный способ регулировки, лучше найдите тёплое место, автомобиль постоит, нагреется, заодно и двигатель станет комнатной температуры, допустимой для регулировки.

 

1) Снимите крышку головки блока цилиндров с двигателя автомобиля, предварительно запаситесь прокладкой крышки: старая всегда обжимается и портиться (трескается, деформируется) со временем. Подробное описание процесса читайте в статье: «Замена прокладки крышки головки блока цилиндров на автомобиле».

2) Теперь два боковых болта и 1 центральный с помощью гаечных ключей либо воротка с накидной головкой выверните (показано на фото ниже). Снимите пластмассовую крышку и отложите в сторонку.Совместите между собой две метки, а именно метку шкива распредвала (указана синей стрелкой) и метку на задней крышке (указана зелёной стрелкой). Существует множество способов соединения меток, рекомендуем воспользоваться следующим:

  • вывесить переднее колёсо (любое);
  • включить четвёртую передачу;
  • проворачивать колесо вперёд по ходу движения автомобиля до момента соединения меток.

Альтернативный метод:

  • включаете 4-ю передачу;
  • собственными силами передвигаете потихоньку автомобиль до совмещения меток.

Третий вариант: берёте в руки здоровенный ключ (вороток с большой накидной головкой удобней всего) и по часовой стрелке проворачиваете болт крепления шкив коленчатого вала. Данный болт находиться достаточно низко и на втором фото после нижнего он указан жёлтой стрелкой.

Примечание!
Провернуть коленвал возможно лишь проворачивая шкив коленчатого вала (цифрой 3) и шкив генератора (цифрой 2). Запрещено проворачивать коленвал за счёт вращения шкива распределительного вала (цифрой 1) Облегчить вращение поможет выворачивание четырех свечей зажигания, с подробностями знакомьтесь в статье: «Замена свеч зажигания на автомобиле»!

3) Затем чистой тряпочкой протрите головку блока цилиндров, особенно месторасположение толкателей клапанов, удалите с них  остатки масла. Теперь поверните коленвал ещё на 40-50° (не путать с распредвалом) —  у кулачков распределительного вала и толкателей появиться тот самый зазор.  Проверяем зазор у первого, второго, третьего и пятого клапана (схема с номерами выше), у выпускных клапанов он должен быть равен (0.35+0.05) мм.

Выпускные — первый, четвертый, пятый и восьмой, обязательно запомните. У впускных (0,2+0,05) мм — второй, третий, шестой и седьмой. Проверяются зазоры с помощью специальных щупов. Вставляйте по одному разной толщины между кулачком распредвала, указанного красной стрелкой, и регулировочной шайбой, обозначенной синей стрелкой).

Проверните коленвал ровно на 360° (полный оборот) проверьте и по мере необходимости отрегулируйте зазоры четвертого, шестого, седьмого и восьмого клапана аналогичным образом.

Примечание!
На нижней фотографии представлена шайба регулировки. Присмотритесь к месту, обозначенному стрелкой и увидите надпись с информацией о толщине данной шайбы (3.82 на представленном экземпляре).

Толщина измеряется микрометром (значения не всегда на шайбах правильное пишут, а бывает оно вовсе стёрто). Измерив, вы получили значение, к примеру,  3.90.  Вспоминаете  зазор клапана, у которого вы эту шайбу вынули (0.50 к примеру) и прибавляете к толщине (3.9+0,5 = 4.4).

Из полученного значения вычитаем зазор допустимый, нормы были описаны выше). На примере впускного клапана:  4.4 – 0.2 = 4.2 (мм) – значение новой шайбы. 

4) Процесс извлечения шайбы не трудоёмкий, придётся нажать на толкатель клапана и немного утопить его Сквозь появившейся зазор сможете вынуть регулировочную шайбу, воспользовавшись отвёрткой (а лучше пинцетом), подцепить в местах присутствия пазов (помечены стрелками на маленьком фото).

Вытаскивайте из толкателя и заменяйте на новую, аналогичным образом утопив при этом толкатель и вставив туда новую запчасть. Шайбу вставляйте вниз значением во избежание потертостей на цифрах.  Мы настоятельно рекомендуем проверять значения микрометром, т.к.

неоднократно сталкивались со случаями расхождения данных, видимо, производитель ошибается.

Примечание!

Проделав работы, проверьте правильность регулировки клапана щупами, регулируйте в случае необходимости.  и если нужно будет, снова отрегулируйте их!

Дополнительный видеоролик:
Подборка полезной информации по сегодняшней теме в интересном ролике ниже, приятного просмотра:

Примечание!
Прикрепляем ролик от Жени Травникова о регулировке, о зазорах, кулачках и подобном. Главное – о последствиях неправильных действий. Смотреть начинайте с 17 минуты, (в начале речь ижет о замене ремня ГРМ на автомобиле).

Источник: https://Vaz-Russia.com/remont-vaz-2108/regulirovka-klapanov-na-vaz-2108-vaz-2109-vaz-21099.html

Делаем правильно: регулировка клапанов ВАЗ-2109 :

какой зазор на клапанах ваз 2109

Многие владельцы «девяток»или «восьмёрок» предпочитают знать и уметь делать это самостоятельно. Регулировка клапанов ВАЗ-2109 не такое сложное занятие, чтобы ехать в автомобильную мастерскую. Далее в статье мы расскажем вам, какой инструмент вам понадобится для работы, а также как правильно и в какой последовательности выполнять регулировку.

Периодичность регулировки

Если вы эксплуатируете автомобиль в штатном режиме, проверка зазоров и, в случае необходимости, регулировка клапанов ВАЗ-2109 должны происходить каждые 30 тыс. пробега. Величина зазора между кулачком распредвала и клапанным толкателем должна быть такой:

  • у выпускных клапанов — 0,35 мм;
  • у впускных клапанов — 0,2 мм.

Максимальное отклонение данных величин допускается не более 0,05 мм в любую сторону. При выявлении отклонения от этих размеров необходимо отрегулировать зазоры.

Делается это с помощью специальных шайб, которые располагаются в углублении толкателя. Каждая регулировочная шайба имеет свою толщину, величина которой для удобства выбита на поверхности шайбы.

Что надо иметь под рукой

Как вы уже поняли, вам необходимо иметь набор регулировочных шайб различной толщины. Можно купить специальные наборы либо сначала сделать все замеры, выполнить расчёты и приобрести те шайбы, которые вам необходимы.

Кроме того, регулировка клапанов ВАЗ-2109 потребует от вас наличия специального приспособления, сжимающего пружину клапана, небольшой металлической распорки и штанги толкателя. Не лишним будет пинцет и микрометр для замера толщины шайб (при отсутствии различимой маркировки). Вам также понадобится набор пластинчатых щупов для измерения зазора и пинцет для удобного изъятия шайбы.

Подготовительные работы

Двигатель должен остыть до температуры окружающей среды. На горячем двигателе замеры тепловых зазоров проводить не рекомендуется, так как они не будут соответствовать установленным нормам из-за расширения металла. После остановки двигателя у вас будет минимум 30-40 свободных минут до начала замеров.

Этого времени хватит, чтобы снять некоторые детали мотора.

Вам будет мешать заборник холодного воздуха, ведущий к фильтру, шланг вентиляции картера и два тонких шланга, идущие к карбюратору. Снимите эти детали с автомобиля. После этого вам потребуется вскрыть верхнюю крышку головки блока и вывесить переднее правое колесо. Из углублений в головке необходимо удалить моторное масло, скрывающее регулировочные шайбы. Делать это лучше всего небольшой резиновой грушей. В крайнем случае — с использованием ветоши.

После этого, вращая переднее правое колесо (должна быть включена коробка передач) по часовой стрелке, совмещаем метку, расположенную на шкиве распредвала с меткой, нанесённой на крышке ремня. Чтобы установить правильное положение первого цилиндра, необходимо прокрутить колесо так, чтобы метка на шкиве ушла вперёд на 3 зуба от первоначально выставленного положения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как разморозить замок автомобиля

Порядок регулировки клапанов ВАЗ-2109

Теперь у вас есть возможность с помощью щупов измерить зазоры на первом и третьем кулачках распредвала. Щуп должен проходить с лёгким защемлением. Если же зазор превышает требуемую величину или щуп невозможно даже вставить, приступаем к выполнению следующих действий:

  1. Устанавливаем механизм для зажима клапанной пружины на шпильки головки блока.
  2. При помощи отвёртки разворачиваем толкатель к себе прорезью.
  3. Сжимаем с помощью рычага устройства пружину и фиксируем такое положение специальной распоркой.
  4. При помощи пинцета извлекаем шайбу через прорезь.
  5. Проводим вычисления и устанавливаем необходимую по толщине шайбу.

В случае если на шайбе не видно её размера, следует измерить толщину самостоятельно — при помощи микрометра.

После этого необходимо провернуть коленвал на 90 градусов и повторить процедуру, но уже для 2-го и 5-го кулачков. Повторив ещё раз операцию с поворотом коленвала, замеряем и по необходимости регулируем зазоры на 8-м и 6-м клапанах, а затем — то же самое повторяем на 4-м и 7-м.

Только таким может быть порядок регулировки клапанов ВАЗ-2109. Ни в коем случае не делайте замеры подряд — они не будут иметь смысла, а вы просто потратите своё время впустую.

Заменив шайбу и отпустив клапанную пружину, не забудьте с помощью измерительного щупа удостовериться в правильности установленного зазора.

Особенности регулировки для инжекторного двигателя

Описанная выше регулировка клапанов ВАЗ-2109 (карбюратор) также подходит и для инжекторного двигателя. Единственное отличие заключено в подготовительном процессе. При подготовке к работе требуется выполнение несколько иных действий, а именно:

  • убрать тросик газа;
  • снять шланг сапуна.

Теперь вы знаете, как правильно делается регулировка клапанов ВАЗ-2109. Инжектор или карбюратор питает двигатель — это не играет существенной роли, потому что конструкция самого мотора остаётся прежней.

Сама процедура измерения зазора и регулировки очень проста и требует от владельца правильного порядка выполнения. По времени вся процедура может занять не более 30 минут.

Надеемся, что с помощью этой статьи у вас получится самостоятельно выполнить регулировку, а сэкономленные средства станут достойным бонусом за ваши усилия.

Источник: https://www.syl.ru/article/254995/new_delaem-pravilno-regulirovka-klapanov-vaz-

Регулировка клапанов на ВАЗ 2109 своими руками (карбюратор и инжектор) с таблицей, схемами настройки и видео

Регулировка клапанов двигателя позволяет уменьшить расход топлива и оптимизировать КПД силового агрегата. Эту работу можно сделать самостоятельно, используя пошаговую инструкцию. В модели ВАЗ-2109 регулировка осуществляется с помощью установки специальных шайб.

Расположение клапанов

В модели ВАЗ-2109 конструкторы изменили привычную до этого систему с цепным приводом распредвала. Несмотря на простоту старой конструкции, она имела высокую шумность и требовала дополнительной настройки через короткий промежуток времени. В девятках изменили форму верхней части поршня, добавили специальные углубления под клапаны. Важной задачей при регулировке также является выставление на одну ось распределительного и коленчатого вала, чтобы они проворачивались вместе.

Впускные и выпускные клапаны расположены в определенном порядке, это стоит учитывать при регулировке

Когда необходима регулировка

Регулировка клапанов требуется при возникновении неполадок в работе двигателя или после прохождения технического осмотра. Опытные автовладельцы могут довольно точно определить причину неисправности силового агрегата, основными признаками считаются следующие:

Проводить регулировку клапанов также требуется после каждых 25-30 тысяч километров пробега. За это время некоторые детали изнашиваются и конструктивные зазоры увеличиваются. Диагностику можно сделать в сервисном центре, эта услуга стоит недорого.

Как регулировать: технология и порядок настройки + таблица

У многих моделей ВАЗ технология регулировки мало чем отличается. Тем, кто уже имел опыт такой работы с предыдущими версиями, будет легко разобраться. Зазоры выставляются по порядку работы цилиндров. Выпускные клапаны — это 1, 4, 5 и 8, если считать от ремня привода распределительного вала. Используем в работе следующую таблицу:

Используем таблицу, чтобы правильно определить номер цилиндра по положению коленвала

Совет: Перед началом регулировки стоит нанести дополнительные метки на шкив каждые 90 градусов.

  1. Перед регулировкой необходимо выставить поршень первого цилиндра. Для этого поворачиваем коленвал так, чтобы метки на шкиве и задней крышке ремня совпали.

    Риски на шкиве и задней крышке ремня ГРМ должны быть на одном уровне

  2. Используя ключ на 17, поворачиваем распредвал на 3 зубца по часовой стрелке. Это нужно, чтобы кулаки распределительного вала отошли от толкателей.

    Устанавливаем распредвал таким образом, чтобы кулаки отошли от толкателей

  3. Щупом для регулировки пробуем зазоры, инструмент должен передвигаться под действием небольших усилий.

    С помощью щупа определяем величину за зазора на первом цилиндре

При увеличенных или уменьшенных зазорах необходимо выполнить следующие действия:

  1. Устанавливаем устройство для регулировки на корпус подшипников.

    Устанавливаем приспособление для регулировки

  2. Поворачиваем толкатель к себе.
  3. Используя рычаг, фиксируем толкатель в нужном положении.

    Прижимаем толкатель с помощью рычага и фиксируем его в этом положении

  4. Извлекаем длинным пинцетом старую шайбу.

    С помощью пинцета достаем старую регулировочную шайбу

Следующей задачей является подбор новой шайбы оптимальной толщины. Расчёт этого параметра несложный, используем нижеприведенную формулу:

Н = А + (В – С), где

Н – толщина новой шайбы,

А – толщина снятой шайбы,

В – величина зазора,

С – необходимый зазор.

Устанавливаем новую шайбу и извлекаем фиксатор. Проверяем зазор щупом и при необходимости подбираем другую шайбу нужной толщины. В готовом наборе шайб присутствуют изделия с шагом 0,05 мм. Такую процедуру проводят для каждого цилиндра двигателя.

Особенности модификаций с инжектором или карбюратором

Немалая часть владельцев модели ВАЗ-2109 имеют комплектацию с инжектором. При регулировке здесь стоит учитывать один важный факт – это тепловое расширение. При работающем двигателе металлические детали немного увеличиваются в размерах, что приводит к уменьшению зазоров. Поэтому регулировку необходимо проводить только на холодном моторе. Так вы сможете правильно замерить зазор и подобрать регулировочную шайбу.

Какие приспособления для регулировки лучше выбрать

Обычный инструмент не подходит для точной и быстрой регулировки. Используются специальные приспособления, с помощью которых можно зафиксировать толкатель и провести другие работы.

Сегодня в продаже есть специальные наборы для регулировки, их стоимость небольшая. Приобрести такой комплект будет выгоднее, чем пытаться сделать устройства из подручных средств.

Не все смогут найти подходящие материалы и правильно сделать щуп или фиксатор, а в случае некачественного ремонта работа двигателя может стать ещё хуже.

Проверка качества работы

После окончания ремонта необходимо проверить работу двигателя. Сначала устанавливаем на место все демонтируемые элементы и вкручиваем свечи зажигания. После запуска двигателя не должно быть стука клапанов и другого стороннего шума. Рекомендуем проводить проверки в течение 15-20 минут – это позволит убедиться в нормальной работе цилиндров даже после нагрева.

Самому настроить клапана на модели ВАЗ-2109 несложно. Эту работу можно выполнить самостоятельно, главное – иметь в наличии специальный комплект и пару часов свободного времени. Используя пошаговую инструкцию и схему регулировки, вы сделаете работу качественно и сэкономите на поездке в автосервис.

Источник: https://motorltd.ru/instruktsiya-po-regulirovke-klapanov-na-vaz-2109/

Регулировка клапанов ВАЗ 2109, 2108

Регулировка размеров зазоров клапанов автомобиля ВАЗ 2109, 2108 производится в обязательном порядке. Связана потребность выполнения данной операции с целью обеспечения корректной работы механизма газораспределения.

Предусмотрен строго определенный порядок выполнения работ по регулировке клапанов. Но в отдельных книгах можно встретить упоминание о том, что соответствующий порядок не имеет никакого значения. Ниже предлагается рассмотреть процесс, дать важные рекомендации относительно его выполнения.

Схема 1. Газораспределительный механизм ВАЗ 2109, 2108 Схема 2. Газораспределительный механизм ВАЗ 2109, 2108

Регулировка зазоров клапанов ВАЗ 2109, 2108

Для выполнения регулировки зазоров клапанов ВАЗ 2109, 2108 потребуется:

  • Наличие специального комплекта щупов, значениями 0.10-0.50 миллиметров.
  • Инструмент, предназначенный для выполнения работ по замене комплекта шайб.
  • Непосредственно сам комплект сменных шайб, в соответствии с конфигурацией двигателя, регламентированного паспортными данными.

Изначально необходимо отметить, что двигатель модели автомобиля имеет 8 клапанов. Согласно регламенту эксплуатации транспортного средства, операция выполняется спустя каждые 20000-30000 километров.

Делается все предельно просто, необходимо всего лишь:

  1. Установить специальное ВМТ или же провести метки.
  2. Проверить положение в двигателе первого цилиндра, что выполняется посредством проворота распределительного вала на 90 градусов по часовой стрелке.
  3. В дальнейшем необходимо аналогичным образом выполнить проверку третьего цилиндра, после четвертого и наконец, второго.

 Взаимодействие деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108

Очень важно предварительно просмотреть требования к показателям работы двигателя. Значения его зазоров и прочих показателей взаимодействия деталей газораспределительного механизма ВАЗ 2109, 2108.

На холодном двигателе устанавливаются значения конкретных зазоров, между толкателем и распределительным валом.

Составляет показатель 0,20 миллиметров (допускается значение отклонения 0,05 миллиметров в разные стороны), что актуально для впускных клапанов.

Для выпускных клапанов значение зазора устанавливается в пределах 0,35 миллиметра с тем же допуском. Здесь нужны конкретные комплекта щупов, которые могут померить зазоры в пределах 0,30-0,40 миллиметров.

В том случае, если в отверстие проходит максимальный щуп, значит, потребуется подобрать соответствующую шайбу несколько толще по размеру, после чего заменить ее.

В том же случае когда значение зазора будет меньше, клапан может запросто закрываться на предварительно прогретом двигателе. На деле это весьма опасно, ведь подобное значение может привести к тому, что клапан и седла прогорают. Следовательно, наблюдается резкая потеря давления, возникновение компрессии и падению уровня мощности.

В конечном счете, это обязательно приводит к тому, что необходимо будет выполнять полный ремонт ГБЦ, который будет слишком высокий по стоимости. Диагностировать это можно без проблем. Ведь в том случае, когда зазор будет увеличенным, отмечается соответствующий стук в двигателе.

Как говорят многочисленные мастера, это указывает на то, что имеется ситуация, с повышенным износом распределительного вала. На него оказываются лишние ударные нагрузки. Это уже само по себе не является приятным моментом. Именно в данном случае важно своевременно выполнить процесс регулировки зазоров в строго определенное время.

Особенно актуальным будет такое решение в том случае, когда транспортное средство ездит на газу, тем самым устанавливается повышенный износ шайб. Следовательно, величина зазора будет постоянно меняться.

Действия с коленвалом при регулировке клапанов ВАЗ 2109, 2108

Работы с коленчатым валом по регулировке клапанов ВАЗ 2109, 2108 выполняются без проблем. Чтобы было удобно работать, необходимо выкрутить свечи зажигания. Это позволит легче манипулировать валами и другими механизмами, задействованными в процессе. Воспользуйтесь рисунком ниже, что бы понять суть процесса.

А последовательность такова:

  1. Проворачивать коленчатый вал нужно таким образом, чтобы метка на  шкиве распределительного вала совпадала с меткой на крышке зубчатого вала.  Другие метки должны располагаться строго на своих местах. Ориентироваться нужно на то, что поршень цилиндра №1 должен стать в положении верхней мертвой точки.
  2. После этого, осуществляется проворот коленвала на 40-50 градусов, что бы отвести кулачки от толкателей. Мастером осуществляется замер зазоров в 1, 2, 3, 5 клапанов. Зазоры на  клапане 2 и 3 должны быть 0,2+-0,05мм. А на клапанах  1 и 5  зазор соответственно 0,35+-0,05мм. В случае, когда зазоры не соответствуют требуемым значениям, их необходимо отрегулировать.
  3. После этого, проворачивается коленвал на 360 градусов, и проверяются аналогичные значения зазоров, только в отношении 4, 6, 7, 8 клапанов. В том случае, когда имеются отклонения в зазорах, их также требуется отрегулировать с использованием сменного комплекта шайб.

Схема регулировки клапанов ВАЗ 2109, 2108Таблица углов для регулировки клапанов ВАЗ 2109

Итог

Как показывает практика, нет необходимости выполнять самостоятельно ремонт. В таком случае, это может привести к тому, что даже при экономии нет вероятности, что установка шайб приведет к положительному результату. Будет затрачено значительное количество усилий и времени.

Специалисты сервисного центра выполнят все работы в оперативном режиме. Это позволит сэкономить свое время и ресурсы, обеспечить себе идеальные условия для эксплуатации транспортного средства.

ВАЖНО! Обязательно учтите, что предварительно проводится диагностировка оборудования, после чего устанавливается потребность в регулировании зазоров. Воспользуйтесь данным предложением, что позволит гарантированно получить лучшие условия для работы.

Источник: https://VazNeTaz.ru/publ/remont_vaz_samomu/vaz-2109-zazory-klapanov-razmery-i-regulirovka.html

Регулировка клапанов двигателя ВАЗ 2109 своими руками

Ремонт автомобиля своими руками › Регулировка клапанов двигателя ›

Ознакомившись с особенностями регулировки моторов ВАЗ можно выполнять некоторые виды работ самостоятельно. Регулировка клапанов ВАЗ 2109 своими руками одна из самых простых процедур.

Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2109.

Особенности регулировки

На двигателях первых выпусков Жигули 2109 применялся цепной привод распредвала. Это была более надёжная конструкция. Однако повышенная шумность и необходимость постоянных регулировок натяжения цепи из-за её износа привели к появлению ремённого привода распредвала. Шум при работе двигателя уменьшился, отпала необходимость в регулировке натяжителя.

Недостаточный ресурс работы плоскозубых приводных ремней у Лада 2109 (40–50 тыс. км) и несоблюдение сроков технического обслуживания приводили к обрыву ремня.

Это вызывало серьёзные поломки двигателя, иногда и полное разрушение из-за встречного движения поршней и клапанов.

Решением проблемы стало изменение формы верхней части поршня с применением углублений под клапаны. При ремонте и регулировках двигателя Lada 2109 следует учитывать это конструктивное различие старых двигателей и более современных. Устанавливая головку блока цилиндров, особенно важно тщательно выставлять распредвал и коленвал и не допускать их раздельного проворачивания.

Особенности головки блока цилиндров ВАЗ 2109.

Как правильно регулировать клапаны

Для компенсации термических расширений клапанов двигателя предусмотрен конструктивный зазор 20 сотых миллиметра для впускных, для выпускных – 35 сотых мм, с погрешностью 5 сотых мм.

Как правило, регулировка клапанов ВАЗ 2109 производится после капитального ремонта двигателя или при появлении характерного стука, «цоканья». Также периодичность регулировки клапанов может определяться пробегом – её выполняют через каждые пройденные автомобилем 30 000 км. Проводить её можно, обратившись к специалистам, хотя вполне реально сделать и без СТО.

Для чего регулируются клапана

Слишком малый зазор между кулачками и толкателем клапана не позволяет ему полностью закрыть полость цилиндра — это приводит к снижению компрессии и может вызвать прогар клапана. Зазор больше номинального затрудняет наполнение полости цилиндра топливной смесью и удаление выхлопных газов, что приводит к потере мощности двигателя.

Для правильной регулировки клапанов замер и регулировку следует производить на остывшем двигателе (температура ниже +20 градусов).

Технология и порядок регулировки клапанов

Для автолюбителя, уже сталкивавшегося с ремонтом отечественных автомобилей, методика регулировки не покажется слишком сложной.

Впускные клапана – №2,3,6,7 по ходу от ремня привода распредвала, выпускные – №1,4,5,8.

Регулировка зазоров клапанов производится по порядку работы цилиндров.

Для удобства работы размечаем шкив распредвала дополнительными метками через 90 градусов по кругу. При повороте распредвала на 90 градусов коленвал делает оборот на 180 градусов. Следующий поршень по порядку работы выходит в верхнюю мертвую точку такта сжатия.

  1. Совместив метки на шкиве и задней панели кожуха ремня ГРМ, провернуть распредвал ещё на 2–3 зубца шкива (по часовой стрелке) ключом на 17, захватив гайку крепления шкива. Так кулачки распредвала полностью отойдут от толкателей.
  2. С помощью щупа для регулировки клапанов измеряем зазоры – он должен перемещаться между кулачками и толкателями с лёгким усилием.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно установить транспондер

Номинальный размер зазоров клапанов.

Если зазоры не соответствуют номинальным размерам, произвести следующие действия.

  1. Приспособление для регулировки зазоров клапанов установить на шпильки корпуса подшипников распределительного вала.
  2. Повернуть толкатель отверстием к себе. Рычагом приспособления утопить толкатель до упора и установить фиксатор.
  3. Длинным и острым предметом поддеть регулировочную шайбу и извлечь пинцетом или длинногубцами. На нижней части шайбы нанесена её толщина.

Для подбора толщины новой устанавливаемой регулировочной шайбы использовать следующую формулу расчёта регулировки клапанов:

Н = А + (В – С), гдеН – толщина устанавливаемой шайбы, А – толщина демонтированной шайбы, В – результат замера зазора,

С – требуемый зазор.

Новую шайбу выбранной толщины установить на место замаркированной стороной вниз, извлечь фиксатор и снова измерить зазор. Операцию повторять до получения зазора требуемого размера.

Тот же порядок регулировки клапанов соблюдается и для остальных цилиндров по порядку их работы.

Ремонтируем автомобиль ВАЗ 2109 самостоятельно:

Источник: https://bezsto.ru/regulirovka-klapanov-dvigatelya/regulirovka-klapanov-vaz-2109/

Регулировка тепловых зазоров клапанов ВАЗ 21099i 1.5. Какие должны быть и как регулировать

На автомобиле ВАЗ 21099 рекомендуют производить регулировку тепловых зазоров клапанов каждые 30 000 км. Если зазоры клапанов слишком большие, то от двигателя слышен громкий и неприятный стук, а если слишком маленькие — двигатель может троить и не будет тяги. Поэтому очень важно установить правильные зазоры на всех клапанах.

На инжекторном двигателе ВАЗ 21099i 1.5 л клапана регулируются с помощью специальных регулировочных шайб. Поэтому чтобы самому отрегулировать зазоры необходимо иметь регулировочные шайбы разных размеров.

Или записывать на листок бумаги размеры всех установленных шайб, рассчитывать нужные размеры и ехать покупать уже необходимые шайбы.

Также для самостоятельной регулировки тепловых зазоров необходимо иметь специальное приспособление для регулировки клапанов ВАЗ 2108-2115.

Какие зазоры должны быть

Если автомобиль ездить на бензине, то зазор необходимо устанавливать как в книге — впуск 0,20 мм, а выпуск 0,35 мм. Если на авто установлен газ, то делаем зазоры чуть больше — впуск 0,25 мм, а выпуск 0,40 мм.

Регулировку тепловых зазоров необходимо производить только на остывший двигатель.

Кроме самого инструмента и спец приспособления также понадобится поменять и старую прокладку крышки клапанов.

ПроизводительАртикулЦена, руб.
Оригинал
ВАЗ 21081003270 56
Аналоги
VICTOR REINZ 703856900 125
ELRING 559431 184
GLASER X0896401 342

Необходимые инструменты

  • Домкрат;
  • Ключ на 10 мм;
  • Отвертка «-«;
  • Медицинский шприц со шлангой;
  • Приспособление для регулировки клапанов ваз 2108-2115;
  • Щупы регулировочные FORCE 61802;
  • Пинцет;
  • Микрометр;
  • Чистая ветошь;
  • Регулировочные шайбы разных размеров.

Как отрегулировать клапана на ВАЗ 21099

  • Если автомобиль ездил, оставляем его остывать с открытым капотом часа на 2-3;
  • Отключаем от дросселя трос газа и его поддержку;
  • Отсоединяем от клапанной крышки все подключенные патрубки;
  • Откручиваем две гайки крепления клапанной крышки и снимаем крышку;
  • Поддомкрачиваем переднее правое колесо;
  • Включаем пятую передачу на КПП;
  • Проворачиваем двигатель до установки первого цилиндра в ВМТ;
  • Крепим на болты клапанной крышки приспособление для регулировки клапанов;
  • Регулируем тепловые зазоры клапанов, проворачивая двигатель за приподнятое колесо;
  • После регулировки клапанов собираем всё в обратной последовательности.

Детали всей процедуры регулирования зазоров клапанов ВАЗ 21099 смотрите в фотоотчете.

1

Приступаем к регулировке тепловых зазоров клапанов. Перед нами обычный вазовский двигатель с объемом 1,5 л.

2

Первым делом будем снимать трос газа. Откручиваем два болта крепления кронштейна болта, ключ на 10 мм.

3

Отверткой поддеваем фиксирующую скобу тросика и снимаем её.

4

Прокручиваем трос и вытаскиваем наконечник троса из своего посадочного места на дросселе.

5

Сняв трос будем отключать от клапанной крышки все патрубки. Откручиваем хомуты указанные стрелками.

6

И спереди двигателя снимаем патрубок картерных газов.

7

Теперь нам осталось открутить две гайки крепления клапанной крышки. Используем для этого ключ на 10 мм.

8

И снимаем крышку с двигателя.

9

Поддомкрачиваем переднее правое колесо и включаем пятую передачу на КПП. Таким образом мы сможем прокручивать двигатель прокручивая колесо. Крутить рекомендуется по часовой стрелки, как работает сам двигатель.

10

Для регулировки клапанов нам понадобиться специальное приспособление. Прикручиваем его к шпилькам крепления клапанной крышки, как показано на фото.

11

С помощью шприца со шлангочкой убираем всё масло в колодцах между клапанами, Чтобы оно не мешало нам регулировать клапана.

12

Чтобы не снимать кожух ГРМ и не заморачиваться с порядком регулировки клапанов, мы будем регулировать клапана в том цилиндре, где кулачки распредвала смотрят вверх. Такт работы двигателя — 1,3,4,2 цилиндры, поэтому в таком порядке и регулируем клапана.

В данный момент у нас кулачки подняты на втором цилиндре, тут и проверяем какой зазор находится между клапаном и распредвалом.

Если зазоры в порядке, то прокручиваем двигатель по часовой стрелке, пока кулачки распредвала на первом цилиндре не поднимутся вверх и меряем зазоры.

13

Если зазор не соответствует норме, нам придется менять регулировочную шайбу на шайбу с нужным размером. Прокручиваем стаканчик клапана так, чтобы прорезь, указанная стрелкой, смотрела на нас. С помощью прикрученного ранее приспособления вдавливаем клапан, нажимая на рычаг.

14

В комплекте с приспособлением для регулировки клапанов идет такой фиксатор, необходимый для фиксации клапана в нажатом положении.

15

Устанавливаем фиксатор между клапанами, как показано на фото.

16

Убираем рычаг, которым вдавливали клапан, и видим как фиксатор, упираясь в распредвал, держит клапан нажатым за край стаканчика.

17

С помощью пинцета поддеваем шайбу из стаканчика, через специальное отверстие.

18

И вытаскиваем её из под распредвала тем же пинцетом.

19

Находим на шайбе размер. Обычно, если шайба была установлена правильно, размер указан всегда.

20

Высчитываем, какой размер шайбы нам нужен. Расчет произвести не сложно если перед снятием был замерен точный зазор и на снятой шайбе указан размер. Берем новую шайбу большего или меньшего размера, на то количество единиц, которое не соответствовало нужному зазору клапана.

21

Если на шайбе размер не указан, тогда в помощь нам понадобиться микрометр. Промерять шайбу необходимо по центру.

22

Устанавливаем шайбу с нужным размером. Надписью с размером на шайбе необходимо устанавливать вниз, чтобы распредвалом её не стерло и было проще регулировать клапана в следующий раз. После установки шайбы необходимо снова измерить зазор. Если зазор всё равно не соответствует, то процедуру расчета необходимо производить заново.

23

После проверки и регулировки всех тепловых зазоров клапанов, можно снимать приспособление и приступать к сборке.

24

Вытираем и обезжириваем посадочное место под клапанную крышку.

25

Очищаем, обезжириваем и устанавливаем новую прокладку на крышку клапанов.

26

Устанавливаем крышку и новые уплотнительные резинки под крепления клапанной крышки.

27

Заканчиваем работу, подключая всё снятое и отключенное ранее.

Источник: https://etlib.ru/report/1754-regulirovka-klapanov-vaz-21099

Регулировка клапанов ваз 2109, 2114 8 клапанов: зазоры, порядок

Много мифов и легенд сложилось вокруг такой необходимой процедуры как регулировка клапанов на ваз 2109, 2114 и 2108. Сначала карбюраторные потом стали инжекторные, но конструкция газораспределительного механизма не поменялась. До 2011 года выпуска даже тепловые зазоры остались прежними. Лишь с приходом легкой ШПГ зазоры стали чуть больше. Седла стали металлокерамические, а поршня легкие. Периодичность регулировки клапанов осталась прежней в 30000 км пробега.

https://www.youtube.com/watch?v=Z3ZxUi9-cfA

На новом автомобиле регулировать клапана нужно обязательно в первые 3000 км пробега, далее в 15000 и каждые 30000 км. Если не придерживаться периодичности, клапана могут сгореть, седла в головке просесть. К тому же теряется тяга и увеличивается расход топлива. Тепловые зазоры на вазах 2108, 21083, 2109, 21099, 2110, 21102, 2111, 21114, 2112, 2113, 2114, 2115, 1113, 11113, 2170, 2190, приора, гранта (с двигателем 11183), должны быть такие:

  • Выпускные 0,35;
  • Впускные 0,20 мм.

Тепловые зазоры на новых модификациях с 2011 года на ваз 8 клапанные лада гранта, калина 2, приора, с двигателем 21116

  • Выпускные 0,4 мм;
  • Впускные 0,25 мм.

Расчет зазора

Для того чтобы узнать размеры шайб существует формула регулировки:

H = B + (A — C)

H – толщина новой шайбы;

B – толщина шайбы, которую сняли;

A – существующий зазор;

C – номинальный зазор (0,2 или 0,35)

Зазоры проверяем щупом. Желательно их иметь несколько с шагом 0,02 – 0,03 мм.

Правильная регулировка клапанов дает залог продолжительной жизни мотора.

Зачем нужно регулировать клапана

С пробегом металлический стержень клапана имеет тенденцию растягиваться и сужаться. Седла в головке блока цилиндров проседают, поэтому и меняется тепловой зазор. А он физически нужен определённого значения из-за конструктивных особенностей двигателя. Последствия не своевременной регулировки не обратимы.

Зажатый клапан в процессе работы восьмиклапанного мотора, теряет герметичность, лавинный поток после воспламенения обжигает его кромки и седло ГБЦ, которое утапливается в тело головки. Ремонт такого вида дорогостоящий и не несет гарантии.

Лучше вовремя регулировать, тем более что цена настройки 8ми клапанного мотора в 600 – 800 рублей за 30000 км не такая ощутимая.

При правильно отрегулированных зазорах автомобиль будет ехать свободно, без потери тяги, расходуя меньше топлива. Ни в коем случае нельзя регулировать на горячую. Только охладить двигатель до 30-40 градусов. Иначе можно ошибиться и зажать клапана.

Бывают случаи, что клапана отрегулировали, а стук остался. Причина может быть не зазорах. На холодный мотор могут стучать юбки поршней, стаканчики – толкатели в теле головки. Причин может быть много, поэтому не стоит торопиться с выводами, а тщательно все проверить. Есть специальный прибор — стетоскоп, с помощью которого легко прослушать шумы двигателя.

Порядок регулировки

Порядок регулировки клапанов на всех модификациях 8 клапанного ваза одинаков. Различия есть только у инжекторных автомобилей гранта, калина 2 с грантовским двигателем. У них облегченная поршневая группа и металлокерамические седла.

В связи с этим зазоры отличаются в большую сторону на 0,05 мм.  Зная порядок и схему регулировки, можно и своими руками настроить клапана. Минус в отсутствии набора и комплекта шайб для регулировки.

Каждый раз ездить на рынок за ними накладно, и покупать весь диапазон тоже.

Приведем подробную схему регулировки клапанов ваз 2108, 2109, 2114, 2115

  1. Для начала нужно остудить двигатель. Можно применить дополнительный вентилятор охлаждения от любого автомобиля ваз. Поставить его сверху так чтобы обдув был в сторону ДВС и включить питание 12 В;
  2. При регулировке 8 клапанных двигателей (11186, 11113 ока, 1118, 1111) с механическим дроссельным узлом, открутить тросик газа от ресивера впускного коллектора;
  3. Разобрать клапанную крышку, боковой кожух ремня ГРМ. Отстыковать шланг сапуна большой и малый, идущий на патрубок дроссельного узла;
  4. Выкачать масло около стаканов клапанов с помощью шприца или груши. Удобнее всего применять обычный медицинский шприц с силиконовым белым шлангом на конце;
  5. Установить устройство для регулировки — рейку для нажатия на клапан, еще называют — линейка;
  6. Поставить первое положение для регулировки. Повернуть распределительный вал по часовой стрелке на метку и довернуть 2-3 зуба. У автомобилей с облегченной поршневой группой (гранта, калина 2, приора) крутить строго за коленчатый вал. Если поворачивать за распредвал, ремень ГРМ может проскочить, и, если этого не заметить и завезти двигатель клапана погнуться;
  7. Отрегулировать в следующей последовательности: 1 выпускной и 3 впускной кл;
  8. Повернуть распредвал на 90 градусов. Отрегулировать 5 выпускной и 2 впускной кл;
  9. Повернуть на 90 градусов. Отрегулировать 8 выпускной и 6 впускной кл;
  10. Делаем последний поворот на 90 градусов и регулируем 4 выпускной и 7 впускной кл;
  11. Собираем в обратном порядке. Прокладку под клапанную крышку ставим новую, во избежание течи масла наружу.
  12. На карбюраторных моторах все проводиться в аналогичном порядке. Вначале нужно открутить корпус фильтра и трос подсоса. Периодичность такая же как на инжекторе 30000 км.

На моторах, у которых 16 клапанов регулировка не требуется, так как тепловые зазоры выбираются в автоматическом режиме за счет гидрокомпенсаторов.

Проверку зазоров также требуется проводить после ремонта ГБЦ. Особенно после замены направляющих. При замене втулок седла зенкуются специальным инструментом и заведомо утапливаются в головку. Соответственно нужно соблюдать очередность, выставить оптимальные зазоры и повторить после 1000 км пробега.

Регулировка 8кл двигателя под газ дает увеличение срока пробега между настройкой. Если двигатель не предназначен работать на газобаллонном оборудовании, седла и клапана будут быстро прогорать, и чтобы хоть как-то продлить срок службы, зазоры следует делать чуть больше стандартных.

Обычно делают +0,05 мм. Если зазор не выставляется, то есть не разжимается, значит седло утопилось на приличное расстояние в головку. В таком случае нужно замерить на сколько нужно увеличить зазор, разобрать ГБЦ и подпилить торец клапана.

Вторым вариантом будет замена седла или самой головки блока цилиндров.

Таблица регулировки по инструкции завода

Марка авто Впуск Выпуск
приора 21116 0,25 0,4
калина 2  21116
лада гранта  21116
гранта 2190 0,2 0,35
приора 2170
21114
21102
21099
21093
21083
11186
11183
2190
2115
2114
2113
2112
2111
2110
2109
2108
ваз 99
ваз 083
1118
11113 ока
1111 ока

Что нужно для регулировки

Как уже было подмечено выше, отрегулировать тепловые зазоры клапанов на вазе можно своим руками. Для этого нужны набор шайб, некоторые приспособления и инструменты. Рейку можно сделать самодельную, но рентабельнее купить вилочку для установки зазоров на авторынке готовую.

Пяточки для регулировки понадобятся в диапазоне от 3,40 до 4,05 мм если в ГБЦ не менялись направляющие. Если же все-таки производился ремонт, или автомобиль на газу придется приобрести шайбы в диапазоне от 2,50 мм для выпускных клапанов. Впускные клапана как правило остается на прежнем зазоре, на них седла не топятся.

Таким образом, в данной статье рассмотрели вкратце порядок регулировки клапанов на автомобилях марки ВАЗ с передним приводом. Также затронули последствия несвоевременной настройки, и езды на газу.

Источник: https://diagnozbibike.ru/regulirovka-klapanov-vaz/

Зазоры клапанов 2109 | РтиИваз

Здравствуйте, дорогой читатель блога RtiIvaz.ru! В этой статье рассмотрим способы замера зазоров клапанов ВАЗ 2109 и методы регулировки. В процессе эксплуатации автомобиля, особенно при сильных нагрузках на двигатель, иногда вдруг появляются цокающие звуки.

Чаще всего это происходит вследствие износа кулачков распределительного вала и торцов стержней деталей газораспределительного механизма, которые находятся в головке блока цилиндров.

Значит, пришло время заняться очередной приятной работой, а именно: регулировкой зазоров газораспределительного механизма! Для начала рассмотрим, как выглядит эта деталь газораспределительного механизма: Впускные и выпускные клапаны.

Впускные клапаны служат для подачи воздушно-топливной смеси (в случае карбюраторного двигателя). А если двигатель инжекторный, то они служат для подачи воздуха. Топливо, в таких двигателях дозировано подают форсунки.

По конструкции клапаны впускной и выпускной системы имеют некоторые отличия. Эти отличия заключаются во внешнем виде и в материале, из которых они изготовлены! Для впускной системы требования к качеству материала не столь жёсткие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как натянуть ручник на калине

А вот в выпускной системе присутствуют высокие температуры, поэтому эти детали изготовлены с применением жаропрочных материалов.

На нижеследующем рисунке мы рассмотрим, из чего же состоит вся эта система:

Как вы видите, основную роль в газораспределительном механизме имеют следующие детали:

  1. Распределительный вал с кулачками.
  2. Клапаны впускные и выпускные.
  3. Регулировочные шайбы.

Взаимодействие деталей газораспределительного механизма

Распределительный вал, вращаясь, кулачками нажимает на шайбы регулировочные, которые находятся в толкателях, установленных на торцах стержня клапана. Тем самым толкая детали, шляпки которых находятся в сёдлах клапанов. Седла и шляпки очень точно притёрты друг к другу, это сделано для того, чтобы в момент, когда шляпка детали полностью садится, в седло образуется герметичное соединение. Канал полностью перекрывается.

Вот поэтому-то двигатель и работает устойчиво и выдает требуемую мощность, экономя топливо. В процессе работы двигателя рабочая поверхность кулачков изнашивается, они теряют свои размеры, и зазоры увеличиваются.

Из-за этого шляпки не полностью прилегают к своим сёдлам, вследствие этого теряется герметичность соединения седло-шляпки. Для того чтобы восстановить эту герметичность и требуется регулировка зазоров клапанов ВАЗ. Для этого применяются регулировочные шайбы. Сами эти шайбы имеют круглую форму и диаметр по окружности такой же, как у толкателя (поз.

А на рисунке выше). На фото ниже представлены некоторые образцы этих круглых шайб: Здесь представлены восемь шайб разной толщины. Толщина пишется на самой шайбе в миллиметрах. Зазоры клапанов регулируются подбором шайб нужной толщины.

Иногда приходится несколько раз менять эти шайбы, каждый раз вставляя шайбу другой толщины, до тех пор, пока зазор клапана не примет нужный размер.

Обычно продаются они, наборами начиная от толщины 3мм, следующий размер 3,05мм. И так через каждые 0,05мм, до размера 5мм.

Особенности регулировки и размеры

Главное условие в этом деле, двигатель должен быть холодным. Т.е. температура его должна быть не более 20 градусов Цельсия.

Дальнейшие действия мы будем производить, смотря на рисунок, расположенный ниже. Для удобства работы свечи зажигания лучше выкрутить! Так будет легче приводить в действие все механизмы и валы, задействованные в этом процессе, поскольку компрессия будет отсутствовать. Поворачиваем коленвал так, чтобы метка на шкиве распредвала совпала с меткой на задней крышке зубчатого вала (усиком).

Надо сразу же рассмотреть остальные метки в районе коленчатого вала. Они должны быть расположены именно так, как показано на рисунке. Это значит, что поршень первого цилиндра установился в положении в.м.т. Дальше надо повернуть коленчатый вал примерно на сорок — пятьдесят градусов, это нужно для того, чтобы кулачки распредвала, повернулись от толкателей.

На впускных клапанах зазор выставляется 0,20мм (+-0,05мм), а выпускных 0,35 мм (+-0,05мм)

При помощи щупов надо измерить зазоры 1-го, 2-го, 3-го и 5-го клапанов. Зазоры на 2-м и 3-м клапанах д.б. (0,2+-0,05мм.). На 1-м и 5-м клапане зазор д.б (0,35+-0,05мм). Если некоторые зазоры не соответствуют норме, то их приводят к необходимым размерам заменой регулировочных шайб, подбирая их до тех пор, пока цель не будет достигнута.

После этого надо повернуть коленчатый вал на 360 градусов, т.е. на один полный оборот и проверить зазоры на 4-м, 6-м, 7-м и 8-м клапанах. На 4-м и 8-м цилиндрах зазор д.б. (0,35+-0,05мм). На 6-м и 7-м цилиндрах, зазор д.б. (0,2+-0,05мм). Ну и соответственно, если есть неправильные зазоры, исправляем их тем же способом, как и в первый раз.

ЭПИЛОГ

Работу мы сделали правильно. Устанавливаем детали, которые мы сняли в обратном порядке. Заводим мотор. С наслаждением слушаем шёпот исправного двигателя, садимся в машину и делаем пробный пробег, меняя режимы езды. Удостоверимся, что двигатель работает ровно и отрегулированные клапана ваз 2109 не стучат.

На этом, дорогие читатели блога RtiIvaz.ru, разрешите откланяться и пожелать вам приятной езды на своей любимой ласточке ваз 2109.

Смотреть видео

Почитайте еще статью:

Сальник размеры

Источник: https://www.rtiivaz.ru/2016/05/zazory-klapanov-vaz-2109-razmery-i-regulirovka/

Регулировка клапанов на ваз 2109 инжектор или карбюратор

Тепловые зазоры клапанов газораспределительного механизма необходимо периодически проверять, настраивать, и этот пункт ТО автовладельцы предпочитают выполнять самостоятельно. Регулировка клапанов на ВАЗ 2109, своевременно и правильно сделанная, даёт экономию топлива, повышая КПД силового агрегата.

Подготовка к проведению регулировки клапанов на ВАЗ 2109 немного различна для инжекторных и карбюраторных двигателей. Но сама операция для тех и других проста, не занимает много времени (около получаса), легко выполняема своими руками.

 Особенности регулировки клапанов

Конструкция газораспределительных механизмов у большинства двигателей, которыми оснащаются автомобили ВАЗ – карбюраторные, инжекторные, почти идентична. Так что, алгоритм настройки примерно одинаков.

Для ВАЗ 2109 в конструкцию двигателя были внесены некоторые изменения после 2011 года. Цепной привод ГРМ был надёжным, но излишне шумным, натяжение цепи требовало частой настройки. У ременного привода распредвала проблемой стал недостаточный ресурс.

Вопрос решили, верхнюю часть поршня доработали, добавили углубления-сёдла под головки. В результате применения новых материалов (металлокерамика), зазоры изменили, поршни стали легче. Однако, изнашиваются по-прежнему, регулировать клапана необходимо через каждые 30 000 км.

Так что, регулируя клапаны на ВАЗ 2109, надо учитывать это различие двигателей разных лет выпуска. На современных важно при установке цилиндрового блока с максимальной педантичностью, точностью, выставлять распредвал с коленвалом, они не должны прокручиваться раздельно. Кроме того, тепловые зазоры у «облегченной», современной модели, несколько больше.

Важно! Новому авто регулировка понадобится после 3 000 км пробега. До следующей машина пройдёт 15 000 км, только потом данную операцию проводят после пробега 30 000 км. Такая схема связана со скоростью притирки и амортизации заводских деталей механизма.

При вращении, распредвал кулачками надавливает на шайбы в торцах клапанного стержня. Усилие передаётся на шляпки, которые должны быть герметично притёрты к сёдлам. При нормальной работе клапан полностью закрывается, не допуская перерасхода топлива, но поддерживая нужную мощность.

Со временем первоначальный КПД падает, за счёт истирания, разрушения, в том числе, под действием теплового расширения, металлического стержня клапана и проседания сёдел. Кулачки изнашиваются. Зазоры увеличиваются.

Из-за утраты герметичности соединения между шляпкой и седлом, затруднено как наполнение топливом цилиндра, так и выход отработанных газов. Слишком малый зазор тоже проблема, поскольку неспособность толкателя полностью закрыть цилиндр, даёт падение давления, клапан, в итоге, прогорает.

Если пренебречь порядком проведения технических работ, ремонт будет не дешёв, сгорят клапана, просядут сёдла. Восстановление функций двигателя в таком случае не гарантировано. Кроме того, при не отрегулированных тепловых зазорах тяга падает, а расход топлива растёт.

Признаки неисправности клапанов

Кроме установленного пробега, после которого тепловые зазоры регулировать положено по правилам, существует ряд причин, по которым механизм выходит из строя раньше.

Обнаружить такую проблему помогут такие сигналы, как:

  • мотор на холостом ходу работает неустойчиво, а холостой ход не регулируется;
  • динамика ухудшается, снижается мощность;
  • при нажатии педаль газа «проваливается»;
  • характерные звуки «хлопков» в карбюраторе.

Самым точным указанием на увеличение тепловых зазоров, будет тарахтение, стук под крышкой на холостом ходу. Оно непрерывно и достаточно громкое.

При уменьшении зазора стук отсутствует, а двигатель перегревается, падает мощность. Тяжёлый разгон, «стрельба» в глушитель, всё это указывает на необходимость проведения внеплановой регулировки.

Если дело дошло до прогорания клапана, мотор выдаст отчётливый тройной звук, на любом режиме. Мощность и топливные затраты также возрастут.

Важно также отличать проблему клапанами от других неисправностей, дающих о себе знать схожим образом.

Варианты:

давление в цилиндрах падает, но не из-за уменьшения зазора или прогара клапана, а по причине изношенности поршневых колец;

свечи, провода – неполадки в этой системе тоже надо исключить заранее, тем более, что при регулировке всё равно придётся вывинчивать свечи, для удобства;

в инжекторном двигателе топливо подают форсунки, которые могут быть неисправны, систему, отвечающую за подачу топлива проверить нужно заранее.

Исключение (или подтверждение) наличия этих поломок проводят так:

  • На холостом ходу двигателя от свечи отсоединяют защитный колпак. Реакция двигателя покажет, причина в свечах/проводке, или в клапанах, даже конкретно, какой цилиндр пострадал. После операции работа мотора утратила стабильность, ухудшилась – проблема не в цилиндре, клапана целы. Изменений в работе нет – проблемный цилиндр обнаружен.
  • Если характер поломки всё равно сомнителен, провести проверку проводки, катушки, а на предположительно неисправный цилиндр устанавливают новую, рабочую свечу. Теперь запуск точно покажет, в зажигании дело или нет.

После исключения проблемы с системой зажигания, если работа двигателя по-прежнему нестабильна, проверяют поршневую группу.

  • Замерив компрессию, в цилиндр добавляют немного моторного масла. Если при повторном замере показатель не меняется – имеем прогар клапана, показатель возрос – проблема в кольцах.
  • Ещё один признак – при наличии проблем именно с клапанами, на свечах не будет масла, гари, дым при работе из сапуна тоже идти не должен. Все перечисленные признаки указывают на поломку в поршневой группе.

Окончательную диагностику делают и в сервисных центрах, эта услуга недорога. Необходимые приборы любой автовладелец может приобрести, тогда всё делается самостоятельно. Размеры тепловых зазоров замеряют специальным инструментом – щупом, при температуре 20о С, на заводе, эти данные есть в паспорте. Впоследствии, проведя замеры, легко установить соответствие.

После ремонта ГБЦ надо проводить внеочередную настройку. Также чаще обычного требуют регуляции клапана авто, переведенных на газ, так как у них механизм подвергается постоянным перегрузкам. Частые ударные нагрузки, неаккуратное вождение вредят и газораспределительной системе, приводя к необходимости проведения регулировки раньше срока.

Регулировка клапанов на ВАЗ 2109 инжектор

Регулировка клапанов на ВАЗ 2109 делают посредством сменных шайб, их приобретать надо согласно конфигурации мотора. Эти шайбы размещают в углублении толкателя.

Клапаны механизма, впускные и выпускные, выполняют разные функции, соответственно, немного различаются функционально и конструктивно.

Регулируя клапаны ВАЗ 2109 инжектор, надо настроить 8 клапанов мотора, строго по порядку работы цилиндров, из которых:

  • клапаны №№ 1, 4, 5, 8 –выпускные,
  • клапаны №№ 2, 3, 6, 7 – впускные,

если смотреть на мотор от распредвала.

Последовательность регулировки зазоров в клапанном механизме

Угол поворота коленчатого вала, градусы N цилиндра, в котором происходит такт сжатия (конец) N регулируемых клапанов (кулачков)
4 8 и 6
180 2 4 и 7
360 1 1 и 3
540 3 5 и 2

Для двигателя «девятки», клапанный зазор впускного клапана производитель определяет в 0,2 мм, выпускного – 0,35 мм, с допустимым припуском в 0,05 мм. Соответственно, приобретаются шайбы, их производят наборами, от 3 мм до 4,5 мм.

Чтобы произвести саму регулировку клапанов ВАЗ 2109 с инжекторным или карбюраторным типом 8-клапанного ВАЗовского силового агрегата, при остывшем моторе надо снять замеры клапанных зазоров. Для шестнадцатиклапанных моделей регулировка не производится, там есть гидрокомпенсаторы, отвечающие за автоподстройку.

Что потребуется

Для определения размеров тепловых зазоров клапанов и регулировки нужны:

  • отвёртки, лучше набор, а достаточно длинной крестовой и плоской широкой (10 мм лезвие или больше), при отсутствии специнструментов;
  • специальные плоские щупы, для замеров, набором приобретают в магазине автозапчастей, на 0,1 мм – 0,5 мм;
  • шайбы для регулировки тоже продаются наборами, а можно приобрести и поштучно, необходимого размера, после проведения замеров;
  • пинцет или ещё пара тонких, длинных отвёрток;
  • набор гаечных ключей или один накидной № 17.

При наличии микрометра, легко замерить толщину шайб, особенно это ценно, если заводская маркировка затёрта или непонятна.

Порядок действий при регулировке клапанов своими руками на ВАЗ 2109, инжектор

Прежде всего потребуются замеры, их надо выполнять на холодном (+15о С – +25о С) двигателе, если мотор работал, в течении часа его следует охладить.

  1. Автомобиль ставят на ручной тормоз.
  2. КПП ставится на 4, если можно, 5 скорость.
  3. Одно из ведущих колёс вывешивают домкратом.
  4. От головки блока отключают все механизмы, патрубки, клапанная крышка снимается, как и боковой кожух. Отсоединяют шланги сапуна, свечи вывинчивают, чтобы не мешали повороту валов.
  5. Масло из ГБЦ надо убрать, можно обычным медицинским шприцом, спринцовкой.
  6. Поворачивая колесо, поршень первого цилиндра надо поставить в верхнюю мёртвую точку (ВМТ) такта сжатия, для этого нужно, чтобы метки на шкиве распредвала и задней крышке ремня совместились. Регулируют клапаны согласно порядка их работы. Насколько правильно установлен поршень можно проследить в смотровом окне картера сцепления.
  1. Шкив распредвала лучше разметить по кругу, дополнительно, через 90о. Так будет ясно, когда следующий по порядку поршень будет находиться в ВМТ. Для этого как раз надо, чтобы распредвал прокрутился на 90о, а коленвал – на 180о.
  2. Аккуратно прокручивают коленвал, добиваясь совмещения меток.
  3. Когда отметки совместятся, доворачивают ещё на пару зубов распредвал. Здесь пригодится ключ накидной, № 17, крутят по часовой стрелке.
  4. Пластинчатым щупом, помещая его между кулачками и толкателями, определяется фактический размер зазора и сравнивается с заводским. Если размер отличается от нужного, пинцетом или двумя тонкими отвёртками вынимается из углубления старая шайба. Размер на ней должен быть выбит, если стёрт, нечитаем, придётся замерять её толщину, лучше микрометром.
  5. Какая шайба теперь нужна, считают по формуле:

Х = Z + (Y – k), здесь X – необходимая толщина для новой шайбы,

Z – размер старой шайбы,

Y – реальный, замеренный, размер зазора,

k – номинальный размер зазора, тот, который требуется.

А после замеров и вычислений, можно поштучно нужной толщины шайбы купить. Впрочем, если есть набор, сразу приступают к регулировке.

  1. Высчитанной толщины шайба устанавливается в углубление толкателя, маркировкой вниз, убирается фиксатор, измеряется зазор.
  2. Далее, по порядку работы цилиндров, 3-й, 4-й, 2-й, проверяем клапаны, максимально точно выставляя зазоры, помня о допустимой погрешности всего в 0,05 мм в любую сторону.

Такая схема проведения регулировки клапанов на ВАЗ 2109, инжектор позволяет методично, правильно установить все тепловые зазоры в установленных границах размеров.

Особенности проведения регулировки клапанов ВАЗ 2109 карбюратор

Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2109 не слишком отличается для карбюраторного типа двигателя. Чтобы произвести регулировку клапанов на ВАЗ 2109 карбюратор, дополнительно к приведенному, в самом начале нужно снять корпус фильтра, также трос подсоса. Для инжектора на этом этапе отсоединяются большой и малый шланги сапуна, газовый тросик.

Итог регулировки клапанов своими руками на ВАЗ 2109, с инжекторным или карбюраторным двигателем, это сборка всего механизма. То есть, по пунктам, как разбирали и демонтировали, монтируют и подсоединяют все.

Затем надо проверить агрегат на холостом ходу, чтобы убедиться в устранении проблнмы. Также, выбрав дорогу, где нет особого движения, покататься «змейкой», на разных режимах, внимательно слушая мотор. Если регулировка клапанных зазоров сделана правильно, звук тихий и ровный.

Источник: https://provaz2109.ru/remont-dvigatelya/regulirovka-klapanov-na-vaz-2109-svoimi-rukami.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш автомастер
Сколько шипов на колесе

Закрыть